Оглавление

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «THÜRINGEN»

Тюрингия - обширная территория (Земля) в Центральной части Германии. В Кайзеровской Империи была разделена на одно Великое герцогство, три герцогства, четыре княжества. Кроме того, небольшая часть Земли входила в состав провинции Пруссия.

Третий линейный корабль серии, обозначавшийся в документах под бюджетным именем «Ersatz Beowulf», был заложен 2 ноября 1908 года на верфи «A.G. Weser» в Бремене, 27 ноября 1909 года он был спущен на воду после крестительной речи Великого герцога фон Захсена (Wilhelm Ernst von Sachsen-Weimor-Eisenach) и крещения герцогиней фон Захсен (Adelheid von Sachsen-Altenburg).

В апреле 1911 года на корабле были проведены предварительные швартовые и ходовые испытания, после чего в Вильгельмсхафене на корабле была установлена артиллерия. 1 июля 1911 года на «Thüringen» был поднят военно-морской флаг. Командиром экипажа был назначен капитан 1-го ранга Нордманн (Kapitan zur See Hermann Nordmann). Именно этот корабль, третий по времени закладки, стал первым вступившим в строй кораблем серии.

Официальные испытания были окончены 10 сентября, и уже 19 сентября в Вильгельмсхафене он был зачислен в состав 1-й линейной эскадры. Вместе с другими кораблями этого соединения линкор участвовал во всех эскадренных и флотских учениях и маневрах. Из периода мирного довоенного времени достойное упоминания событие случилось в июле 1912 года в районе Hidden. Это был тяжелый несчастный случай - перевернулся ялик с командой на борту (14 человек, из которых трое утонули).

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «OLDENBURG»

Ольденбург - местность (Земля) на территории Германии. С 1815 года получила статус Великого герцогства, впоследствии Земля Немецкой Империи. В настоящее время - часть федеральной Земли Нижняя Саксония. Ранее в строю германского флота состоял броненосец с таким же именем.

Линейный корабль «Oldenburg» стал четвертым и последним кораблем серии типа «Helgoland». Но, в отличие от трех первых кораблей серии, этот линкор, получивший на время строительства бюджетное имя «Ersatz Frithjof», во время выдачи заказа на постройку оказался сверхплановым, так как утвержденный рейхстагом бюджет и официальная программа 1908 года предусматривали выдачу заказов только на три корабля. Кстати сказать, такая же ситуация имела место и при заказе линейного крейсера «Goeben», В обоих случаях Морское министерство (Reichs Marine Amt) заключило с верфями (для «Oldenburg» это была фирма «Friedrich Schichau» в Данциге) только предварительный строительный контракт, который должен был вступить в силу только после санкционирования Рейхстагом первого строительного платежа. И хотя верфь, основываясь на этом заказе, не могла произвести закладку корабля, но, тем не менее, он позволял верфи приступить к накоплению необходимого материала и металлоконструкций. Для Великобритании подобные методы стали дополнительным поводом для обострения отношений, так как, по существу, это являлось строительством линейных кораблей сверх официально утвержденного плана. Бюджетная комиссия Рейхстага была вынуждена пригласить морского министра Тирпица для дачи объяснений. На заседании Тирпиц подтвердил, что подобные заказы имеют место и ссылался при этом на чисто коммерческие соображения - по его мнению предварительный договор закреплял утвержденную стоимость постройки и позволял избежать впоследствии возможного оспаривания верфью суммы контракта. Тирпиц утверждал, что в данном случае не было ни нарушения интересов бюджетного Закона Рейхстага (ссылался при этом на имеющуюся в бюджетном Законе оговорку), ни обоснованности британских претензий. Рейхстаг был вполне удовлетворен подобным объяснением и вскоре, без особых колебаний, разрешил первый строительный платеж. После этого верфь «Schichau» вполне официально приступила к строительству линкора и 1 марта 1909 года состоялась официальная закладка киля на стапеле. Через год с небольшим, 30 июня 1909 года состоялась торжественная церемония спуска на воду линкора «Ersatz Frithjof», который при этом получил имя «Oldenburg». Поскольку старый броненосец «Oldenburg» в этот момент еще числился в списках боевых кораблей (он был исключен лишь 13 января 1912 года), новый корабль вначале официально называли как «Oldenburg Ersatz Frithjof» (Vfg. der Staatssekretars der RMA vom 26.09.1910). Kpecтительную речь произнес Великий герцог фон Ольденбург (Friedrich August von Oldenburg), который сам являлся владельцем свидетельства о производстве в чин А-6 (капитан дальнего плавания торгового флота). В тот день он был представлен в качестве адмирала флота, и, таким образом, стал единственным немецким землевладельцем (Bundesfursten), удостоенным этой почести. Традиционную бутылку шампанского о форштевень корабля разбила его дочь Софи Шарлота (Sophie Charlotte), жена принца Фридриха, второго сына Кайзера (Prinz Eitel Friedrich).

1 мая 1912 года, после предварительных швартовых и заводских испытаний и перехода с заводской командой в Киль, на «Oldenburg» был поднят военно-морской флаг и он был зачислен в списки действующего флота. Командиром экипажа был назначен капитан 1-го ранга Лангемак (Kapitan zur See Hugo Langemak).

После непродолжительных официальных испытаний корабль 17 июля присоединился на Балтике к 1-й дивизии 1-й линейной эскадры и приступил к выполнению программы боевой подготовки. С его вступлением эскадра, которой в тот момент командовал вице-адмирал Поль (Hugo Pohl), стала полностью укомплектованной. Уже с июля - августа 1912 года и вплоть до начала Первой мировой войны «Oldenburg» участвует практически во всех эскадренных учениях и маневрах Флота Открытого моря.

ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ТИПА «HELGOLAND» В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Как и для большинства крупных кораблей немецкого кайзеровского флота, боевые карьеры линкоров типа «Helgoland» напрямую связаны с деятельностью всего Флота Открытого моря (Hochseeflotte). В течение всей войны они составляли 1-ю дивизию 1-й линейной эскадры (во 2-ю дивизию входили линкоры типа «Nassau»). Корабли 1-й дивизии участвовали практически во всех крупных выходах Флота Открытого моря, хотя в некоторых походах состав дивизии был неполным.

Одним из первых уроков войны для немецкого командования стала неожиданно сильно возросшая эффективность морской авиации. Хотя самолеты, пилотируемые морскими летчиками, еще не могли нанести достаточно ощутимого вреда таким крупным кораблям, тем не менее, реальную угрозу от них уже нельзя было игнорировать. Появилась необходимость вооружения возможно большего числа кораблей флота зенитной артиллерией. В октябре 1914 года линкор «Ostfriesland» получил на вооружение две 88-мм пушки на специально переоборудованном лафете с большим углом возвышения стволов - в то время в немецком флоте они назывались противоаэростатными орудиями. Вскоре по две таких же пушки получили и другие однотипные линкоры. По некоторым сведениям часть кораблей (в том числе «Oldenburg») позже получили еще по две таких же пушки.

В конце 1914 года 1-я линейная эскадра участвовала в боевых выходах главных сил флота, прикрывающего действия линейных крейсеров у английских берегов. 2-3 ноября эскадра в полном составе находилась в их дальнем прикрытии, в состоянии готовности к немедленному выходу с рейда Schilling-Reede. 15-16 декабря корабли эскадры выходили на позиции прикрытия (перехвата) в районе Doggerbank.

24 января 1915 года, когда 1-я и 2-я разведывательные группы адмирала Хиппера вели бой с британскими линейными крейсерами Битти, эскадра также была задействована для дальнего прикрытия немецких сил с нахождение на рейде Schilling-Reede. По мере развития боевой ситуации, в 09.50 корабли эскадры были приведены s полную боевую готовность, ровно в полдень поступил приказ развести полные пары, и в 12.33 корабли (1-я и 2-я линейные эскадры) подняли якоря и вышли с рейда для поддержки возвращающейся группы Хиппера, потерявшей в бою с английскими кораблями крейсер «Blucher». В 15.25 они показались в виду эскадр и к вечеру соединившийся флот вернулся на рейд. В 19.05 корабли 1-й эскадры встали на якоря на Schillig-Reede, не имея соприкосновения с противником.

16 февраля вице-адмирал Экерман (Eckermann) сменил вице-адмирала фон Ланса (von Lans) в должности начальника эскадры. В первой половине 1915 года 2-я (так в тексте, должна быть 1-я, прим. ВВС) эскадра совершила еще несколько выходов в море - 29-30 марта (без «Westfaten» и «Nassau»), 17-18 и 21-22 апреля, 15-18 мая (без «Rheinland» и «Posen») и 29-30 мая.

20 июня вице-адмирал фон Ланс в связи с продолжительной болезнью передал руководство эскадрой 2-му флагману (начальнику 2-й дивизии) контр-адмиралу Гедеке (Gadeke).

Оглавление

Hosted by uCoz