Оглавление

Ночью «Ostfriesland», вместе с «Thüringen», «Nassau» и «Friedrich der Grosse» с близкой дистанции (10-30 hkm = 1-3 км) вел огонь по британскому крейсеру «Black Prince», который затонул в течение нескольких ближайших минут. В последовавшей затем ночной перестрелке с британскими эсминцами «Ostfriesland» огнем своей артиллерии сумел поджечь один из них. Еще один (по немецким данным) из состава 4-й британской флотилии потопил «Oldenburg», который сам при этом получил одно артиллерийское попадание, что имело результатом 7 человек убитых и 14 раненых, ибо руководство кораблем для лучшего обзора находилось вне бронированной рубки (лишь тогда немцами был осознан технический недостаток, заключавшийся в том, что некоторые прожекторы находились непосредственно рядом с командирским мостиком и постом управления малокалиберной артиллерии, и, таким образом, при использовании служили противнику точкой наводки). В командование кораблем вместо тяжело раненого капитана 1-го ранга Хофнера (Kapitan zur See Wilhelm Hopfner) вступил старший офицер капитан 3-го ранга Вольмер (Korvetten-kapitan Vollmer).

При возвращении в базу 1 июня «Ostfriesland» в 06.20 западнее Листа коснулся правым бортом мины и подорвался на ней, в результате чего внутрь поступило 400 тонн воды - было затоплено 4 бортовых отсека, но противоминная переборка выдержала напор и остановила дальнейшее распространение. При этом 1 человек погиб и 10 было ранено. Линкор прибыл в свой порт, имея 15-узловый ход.

После возвращения в базу «Thüringen», которому ремонт практически не требовался, так как он не имел потерь в личном составе и серьезных повреждений, а также «Oldenburg» были оставлены в строю и задействованы в сторожевой и охранной службе. «Helgoland» недолго ремонтировался на казенной верфи в Вильгельмсхафене с 3 по 16 июня, после чего вновь вступил в службу, сменив «Oldenburg», который только тогда был направлен на ремонт и завершил его в период с 30 июня по 15 июля. Наиболее длительный ремонт пришлось выдержать линкору «Ostfriesland», который находился на казенной верфи до 12 июля, затем последовал ряд испытаний, и 25-го корабль вступил в строй.

18-20 августа 1916 года 1-я линейная эскадра (без «Nassau») участвовала в наступательной операции флота (в этой операции «Westfalen» получил попадание торпеды с британской подводной лодки «Е-23»). Хотя британский Гранд-Флит также выходил в море противники не встретились, и боя не было.

25-26 сентября «Ostfriesland» самостоятельно прикрывал наступательную операцию миноносцев, которые под флагом 2-го командующего совершили боевой выход к банке Terschellingbank.

18-20 октября немецкий флот (включая 1-ю эскадру без «Thüringen», имевшего повреждения рулевого управления) выходил в море в район Doggerbank для прикрытия легких сил, намеревавшихся произвести обстрел британского побережья. Но после гибели крейсера «München» от торпед британской подводной лодки «Е-38», немецкие корабли вернулись в базу.

После переноса всех усилий в войне на море на действия подводных лодок, «Hochseeflotte» стал держаться более или менее родных берегов. Старые броненосцы постепенно выводились из списков боевого расписания флота, а их экипажи пошли на укомплектование подводных лодок, эскортных кораблей и вспомогательных судов.

В связи с этим 1917 год для 1-й линейной эскадры был заполнен сторожевой службой и кратковременными выходами (Stichfahrten) в море. В апреле 1917 года «Helgoland», выходя из дока в Вильгельмсхафене, не справился с управлением и таранил находящийся в достроечном бассейне почти готовый линейный крейсер «Hindenburg», который, впрочем, был лишь слегка поврежден. В июле-августе этого года на 1-й эскадре имели место революционные выступления матросов на линкорах «Thüringen», «Posen», «Helgoland», «Westfalen» и «Rheinland», но они не приняли такого большого размера как на линкорах «Prinzregent Luitpold» и «Friedrich der Große».

Когда в сентябре 1917 года 3-я и 4-я линейные эскадры были направлены на Балтику для захвата Моонзундских островов, 1-я дивизия 1-й эскадры осталась в Северном море, в то время как 2-я дивизия находилась в Западной Балтике, чтобы там воспрепятствовать возможному вторжению британского флота. Начальник 1-й эскадры, вице-адмирал Шмидт (Ehrhard Schmidt), был назначен начальником специального соединения и перешел на «Moltke». Во время его отсутствия командование эскадрой принял 2-й адмирал фон Дельвиг цу Лихтенфельс (Frhr. von Dalwigk zu Lichtenfels).

18 октября «Helgoland» и «Oldenburg», провели выход до Amrumbank для встречи крейсеров-заградителей «Bremse» и «Brummer», возвращавшихся из дальнего похода для постановки мин на британских коммуникациях между Шотландией и Норвегией в Северном море.

С окончанием борьбы у Моонзундских островов 1-я дивизия 1-й эскадры должна была сменить у Эзеля в восточной Балтике 3-ю и 4-ю эскадры. 27 октября «Ostfriesland», «Helgoland», «Thüringen» и «Oldenburg» вышли на Балтику и 28 октября прибыли в Putziger Wiek, откуда «Ostfriesland» и «Thüringen» 29 октябре вышли дальше, в Arensburg, куда прибыли 30-го. Однако до боевых действий не дошло. Специальное соединение было расформировано, и 2 ноября линкоры начали возвращение в немецкие порты. С 8 ноября они вновь действуют в обычной охранной и сторожевой службе в Немецкой бухте. 3 ноября, еще в Putziger Wiek, вице-адмирал Шмидт перешел на «Ostfriesland» и вновь принял командование эскадрой, возвращающейся в Северное море. 22 января 1918 года, после почти 2,5-годичного пребывания в этой должности1 он сдал руководство эскадрой прежнему 2-му адмиралу 1-й разведгруппы контр-адмиралу (с 27 января - вице-адмирал) Бедикеру (Boedicker).

1918 год для крупных кораблей Флота Открытого моря обозначился в основном использованием в операциях по обеспечению действий флотилий тральщиков, а также прикрытию выходов миноносцев и подводных лодок.

Из состава 1-й линейной эскадры в феврале 1918 года «Westfalen» и «Rheinland», и в марте также и «Posen» были назначены в Специальное соединение и направлены на Балтику для участия в Финляндской операции. Начальник соединения контр-адмирал Гюго Мюрер (Hugo Meurer) поднял свой флаг на «Westfalen».

В связи с уходом части кораблей на Балтику в последней наступательной операции Hochseeflotte 1-я эскадра участвовала в неполном составе - в море вышли «Ostfriesland», «Thüringen», «Helgoland», «Oldenburg» и «Nassau». Этот выход в море, состоявшийся 22-26 апреля, не имел каких-либо результатов и был прерван 24 апреля из-за аварии механизмов на линейном крейсере «Moltke». К аварийному кораблю был отправлен «Oldenburg», который взял крейсер на буксир. Из-за усилившегося волнения вечером тросы порвались, но через час буксировка была восстановлена. После полудня 25 апреля, миновав проход в минных заграждениях, примерно на широте List'a линкор отдал буксирный трос, так как «Moltke» вновь смог идти своим ходом со скоростью 12-13 узлов. Когда несколько часов спустя с линейного крейсера была получена радиограмма «Срочно нужна помощь», «Oldenburg» повернул назад, однако приказом Начальника разведывательных сил был отозван в Jade, в связи с тем, что к «Moltke» уже шли буксиры. Деятельность линкора «Oldenburg» в этом походе была особо отмечена Командующим флота.

8 августа 1918 года в Вильгельмсхафене «Ostfriesland», «Thüringen» и «Nassau» вместе с авизо «Blitz» были сведены в Специальное соединение под руководством начальника эскадры для участия в предполагаемой крупномасштабной операции «Schlussstein». Операция, имевшая целью высадку десанта на балтийском побережье и оккупацию Кронштадта и Санкт-Петербурга, однако не была доведена до исполнения. Тем не менее, соединение, имея на борту десантные войска, 10 августа прибыло в западную Балтику. Линкоры остались там, в то время как вице-адмирал Бедикер с «Stralsund» и «Blitz» ходил в Либаву для подготовки операции2. Так как операция была отменена 21 августа соединение было распущено. 21-22 августа корабли ушли с Балтики и 23-го вернулись в Вильгельмсхафен. В этот период, с 3 до 7 и с 10 до 23 августа командир «Helgoland'a», капитан 1-го ранга фон Камек (Kapitan zur See Friedrich von Kameke) кратковременно исполнял обязанности 2-го адмирала 1-й эскадры.


1  - В качестве начальника эскадры его заменял 1-10 июля 1916 года и 3-21 февраля 1917 года контр-адмирал Энгельгардт (Walter Engelhardt), а также с 6 сентября по 4 ноября 1917 года контр-адмирал фон Дельвиг цу Лихтенфельс (Frhr. von Dalwigk zu Lichtenfels).

2  - В качестве начальника эскадры вице-адмирала Бедикера заменял с 3 августа до 8 сентября и с 23 сентября до 2 октября контр-адмирал Хартог (Johannes Hartog).

Оглавление

Hosted by uCoz