Оглавление

С 11 августа до 5 октябре 1918 года «Oldenburg» находился в ежегодном ремонте (Jahresinstandetzung) на верфи в Вильгельмсхафене, а в сентябре из состава эскадры был выведен линкор «Westfalen», который как учебно-артиллерийский корабль прикрепили к Инспекции корабельной артиллерии. Кроме него в эскадре недоставало тяжело поврежденного при посадке на мель в Финском заливе линкора «Rheinland», который только в конце июля вернулся в Киль и 4 октября был выведен из состава действующего флота.

Таким образом, к началу октября в готовности оставались только шесть кораблей эскадры. 2 октября они, находясь в готовности к выходу в море с внешнего рейда Jade (Außenjade), прикрывали встречу пришедших из Фландрии подводных лодок.

Эскадра также должна была участвовать в грандиозной по своим масштабам, наступательной операции Флота Открытого моря, планировавшейся в ноябре 1918 года. 3 ноября корабли эскадры вошли в устье реки Эльбы и ошвартовались на местах стоянок в проходе Brunsbuttel. Начавшиеся волнения среди моряков Флота Открытого моря привели к тому, что 6 ноября управление флотом было взято под контроль Солдатского совета (Soldatenrat), а запланированная операция так и не состоялась. В числе кораблей, на которых выступления команд приняли наиболее массовый характер, был и «Thüringen», на котором кочегары полностью погасили топки котлов. Под угрозой потопления торпедами с миноносцев и подводных лодок волнения на части кораблей были подавлены. На борт «Thuringen'a» поднялись 6 офицеров и 300 матросов 2-го флотского батальона (Seebataillon), которые арестовали 314 матросов и 124 кочегара. В частности, мятеж на кораблях был подавлен, но в общем плане выступления в армии и на флоте переросли в вооруженное восстание под революционными лозунгами.

9 ноября корабли 1-й линейной эскадры перешли из Брюнсбюттеля в Вильгельмсхафен. В ноябре, в сумятице революционных событий и предполагавшегося заключения перемирия, нормальная служба на флоте нарушилась, и корабли эскадры стали постепенно выводится из состава флота. 30 ноября было расформировано командование 1-й линейной эскадрой, которая, таким образом, прекратила свое существование.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ ТИПА «OSTFRIESLAND»

Линейный корабль «Ostfriesland»

После прихода в Вильгельмсхафен 9 ноября линкор «Ostfriesland» в период с 21 по 25 ноября разоружен. Для этого момента определенный интерес представляет вопрос о носимых кораблем флагах. В соответствии с записями в вахтенном журнале линкора «Ostfriesland», хранящемся в настоящее время в Военном / Морском архиве Reichsmarine (BA/ MA RM 92/702-705), на корабле утром 7 ноября 1918 года развевался красный флаг. 7 ноября, в полдень на борт линкора возвратились покинувшие его офицеры, и 8 ноября на линкоре был опять поднят военный германский флаг, а 9 ноября - национальный (торговый) флаг. На пути в Вильгельмсхафен, при проходе Куксхафена (Cuxhaven) на корабле вновь развевался красный флаг, а в море был поднят военный. При входе в гавань Випьгельмсхафена опять был поднят красный флаг, который был спущен только 25 ноября во время церемонии спуска флагов на кораблях Флота Открытого моря (Flaggenparade). Затем некоторое время корабль не нес ни флага, ни вымпела. 1 декабря в командование кораблем вступил капитан 1-го ранга Виндмюллер (Kapitan zur See Windmuller). Произошли ли какие-либо изменения в отношении носимого флага в связи с этим событием, не установлено.

До официального вывода из строя действующего флота 16 декабря «Ostfriesland», вместе с «Thüringen», использовался в качестве плавказармы (Stammschiff) для команд 1-й эскадры, как находящийся вне строя блокшив (Beischiff).

«Ostfriesland» не принадлежал к кораблям, интернируемым по условиям перемирия. Однако дополнительные требования союзников, предъявленные после затопления в Скапа-Флоу, привели к тому, что корабль 5 ноября 1919 года линкор был вычеркнут из списков кораблей германского военного флота и зачислен в списки репарационных кораблей под литерой «Н».

7  апреля 1920 года, с немецким экипажем на борту, линкор вышел из Вильгельмсхафена в Розайт, где 9 апреля был принят американскими моряками и позже переведен в США, чтобы, в конце концов, погибнуть под бомбами американских самолетов - линкор был использован в качестве корабля-цели для бомбардировочных опытов. Во время эксперимента 20 июля 1921 года у мыса Cape Henry (Virginia) из 69 сброшенных бомб весом от 116 до 1000 кг цели достигли лишь тринадцать. При повторной бомбардировке 21 июля было сброшено 11 бомб весом по 500 кг и достигнуто три прямых попадания, которые лишь вызвали течь. За 4 часа линкор осел в воду на метр носом и 0,3 метра кормой. Во время следующего напета прямых попаданий не было вообще, но шесть бомб весом по 1000 кг разорвались вблизи борта и обширные повреждения обшивки в результате гидравлических ударов привели к очень быстрому затоплению корабля, в течении всего 10 минут. Подробное описание потопления «Ostfriesland» было помещено в «Бриз» 5/1995.

Линейный корабль «Helgoland»

Линкор «Helgoland» в ноябре 1918 года был разоружен. 21-22.11 он совершил рейс на рейд британского порта Гарвич, чтобы там взять на борт экипажи субмарин, выданных союзникам, и доставить их обратно на родину. По условиям перемирия корабль не подлежал интернированию в иностранных портах и поэтому 16 декабря 1918 года он был выведен из строя действующего флота. После самозатопления флота в Скапа-Флоу, в соответствии с дополнительными требованиями союзников, «Helgoland» 5 ноября 1919 года был вычеркнут из списков германского флота и под литерой «К» зачислен в списки судов, подлежащих репарации. 5 августа 1920 года линкор был передан флоту Великобритании, но в строй не вводился, а был использован для проведения различных опытов и экспериментов. В 1924 году он был разобран на металл в Morecambe.

Линейный корабль «Thüringen»

В ноябре 1918 года линкор «Thüringen» вместе с большинством кораблей немецкого флота был выведен из состава действующего флота и разоружен. Линкор не относился к кораблям, интернируемым по условиям перемирия, поэтому 16 декабря он был исключен из списков флота. Некоторое время он использовался в качестве блокшива (Beischiff) для 1-й эскадры, уже не числясь в строю флота, 5 ноября 1919 года, после предъявления дополнительных требований стран-победителей, линкор «Thüringen» был исключен из списков флота и зачислен в списки судов, предназначенных для передачи флотам союзников, как «репарационный корабль «L». 29 апреля 1920 года в Шербуре (Cherbourg) линкор передан морякам Франции. В дальнейшем корабль использовался как корабль-цель, а также для различных экспериментов. В 1923 он был продан на разборку, что и было осуществлено в том же году в Гавре (Gavres-Lorient).

Линейный корабль «Oldenburd»

В ноябре 1918 года линкор «Oldenburg», вместе с другими кораблями эскадры, был разоружен. В соответствии с условиям перемирия линкор не был относился к интернируемым в иностранных портах кораблям, и поэтому 16 декабря он был исключен из состава действующего флота. Лишь дополнительные требования союзников привели к выдаче корабля флотам победителей. 5 ноября 1919 года корабль был вычеркнут из списков немецкого флота. Как «репарационный корабль «М» он 13 мая 1920 года был передан морякам Японии, но на далекий Восток он так и не ушел, а в июне 1920 года был продан британской судоразделочной фирме, которая в свою очередь поручила разборку корабля голландской фирме в Dordrecht'e. В 1921 году корабль закончил свое существование.

Оглавление