Оглавление

В целом проект оказался вполне удачным. По мнению германского морского штаба, миноносцы могли использоваться на любых прибрежных театрах военных действий, где Германия вела войну, включая районы, опасные в отношении возможности сильного воздушного противодействия со стороны противника. По рекомендации морского штаба 105-мм орудия имели возвышение 70 градусов для стрельбы по самолетам, но по-настоящему серьезного управления зенитным огнем миноносцы не имели. Но для боя с надводными кораблями миноносцы не совсем подходили, так как зачастую не могли достичь даже проектной скорости и с трудом давали 30 узлов.

До октября 1939 года планировалось построить большую серию миноносцев по этому проекту - им предполагалось присвоить литерные наименования вплоть до "Т.60", Но фактически их построили меньше. Миноносцы "Т.22" -"Т.30" строились фирмой "Schichau", "T.31" - "Т.48" были заказаны фирме "Deschimag", а "Т.49" - "Т.52" - заводу "Germania" в Киле. Подрядчики для "Т.53" - "Т.60" выбраны так и не были. По строительному графику сдача флоту "Т.52" планировалась 1 апреля 1942 года, но начало боевых действий нарушило все планы, и 6 октября 1939 года из программы исключили миноносцы "Т.31" - "Т.60". Заказы на "Т.22"  - "Т.30" были выданы 10 ноября 1939 года, а заказы на "Т.31" - "Т.36" были задержаны до 20 января 1941 года. На это повлияло отсутствие необходимых материалов, а также большие проблемы с квалифицированными рабочими кадрами. Но и заказанные миноносцы строились очень медленно. К июню 1940 года проблемы с постройкой настолько обострились, что даты готовности установили только для "Т.22" и "Т.23". Первый из них был полностью укомплектован 28 февраля 1942 года, но театра военных действий он достиг только спустя восемь месяцев. В 1942 году были достроены еще три корабля, в 1943 году - пять, в 1944 году - шесть. В хода выполнения программа их строительства были сделаны некоторые изменения (не затрагивающие кардинальных переделок), включай уменьшение развала баковых шпангоутов для упрощения конструкции на последней группе миноносцев ("Т.31" -"Т.36").

Военных модернизаций было немного - заключались они в том, что в процессе достройки на тех кораблях, на которых успевали, учитывали военный опыт. По уже упоминавшейся ранее программе модернизации "Barbara" предполагалось новое усиление зенитного вооружения. Предусматривалось, что две спаренных 20-мм зенитных установки типа "LM/44" разместят по бортам а носовой части палубы, а две одноствольных 37-мм пушки типа "М/43" на лафетах типа "L/43" на крыльях мостика. Две спаренных 37-мм установки типа "М/42" должны были заменить 37-мм пушки типа "SKC/30". Кроме них, побортно на минных рельсах на специальных тумбах предполагалось два спаренных 20-мм зенитных автомата типа "LM/44".

И вновь ситуация в конце 1944 года помешала довести эту программу до конца: лишь некоторые миноносцы получили по две дополнительных штатных установки на крыльях мостика, остальные корабли усиливали зенитное вооружение за счет имевшихся ресурсов баз.

К началу 1945 года только "Т.23", "Т.28", "Т.33" и "Т.36" оставались на плаву. По меньшей мере один из ник, "Т.23" или "Т.28", получил две одноствольных 40-мм или 37-мм зенитки на крылья мостика и еще две одноствольных пушки вместо двух спаренных 37-мм автоматов типа "SKC/30" по бортам от дымовой трубы, - то есть, всего четыре одноствольных пушки. Один из двух других миноносцев, "Т.33" или "Т.36", получил дополнительные зенитки на тумбах (tubs) впереди мостика.

МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА "FT/41"

Как уже говорилось, от первоначального желаний построить большую серию миноносцев типа "T/39" с началом боевых действий пришлось отказаться, и только а конце 1942 года было решено продолжить работы над проектами новых миноносцев. В результате появился модифицированный вариант проекта "Т/39", который получил шифр "Т/41". Фактически это был несколько увеличенный тип миноносца "T/39" водоизмещением 2190 тонн и с длиной корпуса по ватерлиний 102 метра. Внешние отличия от "Т.22" были небольшие, но увеличение длины позволило разместить дополнительную небольшую надстройку между мостиком и орудием N-1, на которой установили спаренный 37-мм зенитный автомат типа "SKC/30". Для управления зенитным огнем были установлены носовой 3-метровый дальномер и артиллерийский директор на верхнем мостике.

Основным же отличием было увеличение мощности механизмов до 40.000 л.с. Но это никак не сказалось на скорости, лишь позволило сохранить наибольшую проектную скорость почти неизменной - 34 узла. Однако, несмотря на это, Морской Генеральный штаб, основываясь на печальном опыте "Т/39", ожидал только 31 узел.

Для управления торпедной стрельбой на новых миноносцах предусматривались два торпедных директора "TZA-2", но, в отличии от кораблей проекте "Т/39", они не имели стабилизированной оптики. Подразумевалось, что стабилизированные торпедные прицелы будут установлены позже, по мере поступления от промышленности, причем предполагалась установка прицелов с перископной системой кругового обзора. Центральный пост управления торпедной стрельбой и передаточная торпедная станция также были несколько упрощены - отсутствовала система автоматического управления стрельбой. Правда, предусматривалась установка в дальнейшем полуавтоматической системы. Сами торпедные аппараты имели гидравлические приводы, а не электрические, как прежде.

В целом же, по мнению штаба, проект "Т/41" можно было считать таким же улучшением над "T/39", каким было улучшение эсминцев проекта "Z/36" над "Z/36".

Первоначально предполагалось построить шесть кораблей этого проекта, получивших литерные обозначений "Т.37" - "Т.42". В августе 1941 года для них заказали турбины на заводах фирмы "Schichau", Контракты на постройку самих кораблей были заключены 25 ноября 1942 года. Им были присвоены строительные номера No. 1538-1543. Еще в середине 1944 года предполагалось, что головной "Т.37" будет готов 30 декабря 1944 года, следующие за ним  с интервалом 4-6 недель, а последний "Т.42" - 17 июля 1945 года. Но уже осенью срок достройки перенесли на два-три месяца. Теперь готовность "Т.37" ожидалась в феврале 1945 года.

В середине 1943 года флот заказал еще шесть таких миноносцев - "Т.43" - "Т.48". Контракты на них были заключены 12 июня 1943 года, а 11 января 1944 года последовал заказ еще трех кораблей - "Т.49" -  "Т.51". Соответственно они получили заводские строительные номера No.1638-1641 и No. 1717-1719. Вторая серия в некоторых деталях отличалась от первых кораблей, но предполагала установку артиллерийского директора типа "Flakleitgerat М/42" для управления зенитным огнем 105-мм орудий. Причем предполагалось установить четыре одноствольных установки с орудиями SKC/32, которые из-за больших недопоставок их флоту решили заменить на SKC/30. Зенитная артиллерия включала новые 37-мм автоматы "Flak М/42", хотя число стволов не увеличилось и оставалось тем же.

Всем этим планам осуществиться не удалось. Фронт не стоял на месте. Восточная Пруссия оказалась под угрозой оккупации Советской Армией, и 22 января 1945 года работа над миноносцами была остановлена. К этому времени только первые шесть миноносцев находились а большей или меньшей степени готовности. Из остальных только некоторые были заложены. Из первой шестерки только "Т.37", "Т.38" и "Т.39" были очень близки к завершению, поэтому их было решено увести из Эльбинга, что и было сделано в конце января. Позже было решено эвакуировать еще один миноносец - Т.40", однако во время буксировки, 12 марта его посадили на мель у Brossen'a. Несмотря на тяжелую обстановку немецких фронтов в Прибалтике попытки снять корабль были предприняты, однако успеха они не принесли. Из трех уведенных миноносцев только "Т.37" 9 марта включили в список кораблей, подлежащих достройке по экстренной программе. Достроить быстро два других миноносца возможности не было. На "Т.38" успели установить только редукторы, а котлов и турбин еще не было. "Т.39" также не мог быть достроен в короткое время. Все три миноносца были затоплены союзниками в 1946 году.

Оглавление