Миноносцы проектов "FT/39" и "FT/41" (FT - Flottentorpedoboote) предназначались для использования в составе соединений крупных кораблей - в основном для боевого охранения и проведения торпедных атак. Однако во время войны участвовать в эскадренных действиях им практически не довелось, но, тем не менее, миноносцы хорошо проявили себя в ходе боевых действий вблизи побережья и при охране собственных коммуникаций.
Строительство этих миноносцев велось в соответствии с военными программами. Проект разрабатывался в проектном бюро морского ведомства на базе предыдущих проектов "Т/35" и "Т/37". Первоначально предполагалось, что проект "Т/39" не будет иметь коренных отличий, за исключением артиллерии, слабость которой на довоенных миноносцах вызвала много нареканий. Однако уже в ближайшее время морское командование, накопившее первый опыт боевых действий, потребовало существенного изменения проекта.
Всего предполагалось построить 39 кораблей этих типов, но фактически работы велись только по 30 кораблям. 15 миноносцев строились по проекту "FT/39" (включая 9 последних единиц проекта "Т/37", строительство которых было решено закончить по новому проекту) и 15 миноносцев строились по проекту "FT/41". Из последних шесть единиц, ("Т.43" - "Т.48") вошли а программу военного времени и должны были строиться по военному проекту "FT/42", но 12.06.1943 были перезаказаны по проекту "FT/41". Программой предполагалось также строительство еще 9 миноносцев по проекту "FT/41". Они получили литерные обозначения "Т.52" - "Т.60", но заказы на них верфям выданы не были, соответственно и работы по строительству не начинались.
Проект |
Миноносцы в серии |
Место постройки серии |
Стоимость серии |
"FT/39" |
"Т.22" - "Т.36" |
"F. Schichau" (Эльбинг) |
84.869 тыс.марок |
"FT/41" |
"Т.37" - "Т.51" |
"F. Schichau" (Эльбинг) |
- |
Миноносцы в серии |
Выдан заказ |
Заводской номер |
Заложен на стапеле |
Спущен на воду |
Готовность |
"Т.22" |
10.11.1939 |
S.1481 |
1941 |
1941 |
28.02.1942 |
"Т.23" |
10.11.1939 |
S.1482 |
1941 |
ноябрь 1941 |
14.06.1942 |
"Т.24" |
10.11.1939 |
S.1483 |
1941 |
1942 |
17.10.1942 |
"Т.25" |
10.11.1933 |
S.1484 |
1941 |
1942 |
12.12.1942 |
"Т.26" |
10.11.1939 |
S.1485 |
1942 |
1942 |
27.02.1943 |
"Т.27" |
10.11.1939 |
S.1486 |
1942 |
17.04.1943 |
|
"Т.28" |
10.11.1939 |
S.1487 |
1942 |
ноябрь 1942 |
19.06.1943 |
"Т.29" |
10.11.1939 |
S.1488 |
1942 |
1343 |
21.08.1943 |
"Т.30" |
10.11.1939 |
S.1489 |
1942 |
1943 |
24.10.1943 |
"Т.31" |
20.01.1941 |
S.1513 |
1943 |
1943 |
5.02.1944 |
"Т.32" |
20.01.1941 |
S.1514 |
1943 |
1943 |
8.05.1944 |
"Т.33" |
20.01.1941 |
S.1515 |
194Э |
1943 |
16.06.1944 |
"Т.34" |
20.01.1941 |
S.1516 |
1943 |
1S44 |
12.08.1944 |
"Т.35" |
20.01.1941 |
S.1517 |
1943 |
1944 |
7.10.1944 |
"Т.36" |
20.01.1941 |
S.1518 |
1943 |
1944 |
9.12.1944 |
"Т.37" |
25.11.1942 |
S.1538 |
1943 |
1944 |
- |
"Т.38" |
25.11.1942 |
S.1539 |
1943 |
1944 |
- |
"Т.39" |
25.11.1942 |
S.1540 |
1943 |
1944 |
- |
"Т.40" |
25.11.1942 |
S.1541 |
1944 |
1944 |
- |
"Т.41" |
25.11.1942 |
S.1542 |
1944 |
1S44 |
- |
"Т.42" |
25.11.1942 |
S.1543 |
1944 |
1944 |
- |
"Т.43" |
12.06.1943 |
S.1636 |
1944 |
1944 |
- |
"Т.44" |
12.06.1943 |
S.1637 |
1944 |
1944 |
- |
"Т.45" |
12.06.1943 |
S.1638 |
1944 |
7.08.1944 |
- |
"Т.46" |
12.06.1943 |
S.1639 |
1944 |
. |
- |
"Т.47" |
12.06.1943 |
S.1640 |
1944 |
- |
- |
"Т.48" |
12.06.1943 |
S.1641 |
1944 |
- |
- |
"Т.49" |
11.01.1944 |
S.1717 |
1944 |
- |
- |
"Т.50" |
11.01.1944 |
S.1718 |
1944 |
- |
- |
"Т.51" |
11.01.1944 |
S.1719 |
1944 |
- |
- |
Водоизмещение стандартное: | |
"Т.22" - "Т.36" |
1294 ts |
"Т.37" - "Т.51" |
1493 ts |
Водоизмещение нормальное: | |
"Т.22" - "Т.36" |
1512 тм. |
"Т.37" - "Т.51" |
1782 тм. |
Водоизмещение полное: | |
"Т.22" - "Т.36" |
1754 тм. |
"Т.37" - "Т-51" |
2155 тм. |
Длина по ватерлинии (КВЛ): | |
"Т.22" - "Т.36" |
97,0 м |
"Т.37" - "Т.51" |
102,0 м |
Длина наибольшая: | |
"Т.22" - "Т.36" |
102,5 м |
"Т.37" - "Т.51" |
106,0 м |
Ширина наибольшая по КВЛ: | |
"Т.22" - "Т.36" |
10,0 м |
"Т.37" - "Т.51" |
10,7 м |
Осадка по КВЛ при D стандартном | |
"Т.22" - "Т.36" | 2,60 м |
"Т.37" - "Т.51" | 2,94 м |
Осадка наибольшая при D полном: | |
"Т.22" - "Т.36" | 3,22 м |
"Т.37" - "Т.51" | 3,72 м |
Высота борта: | |
"Т.22" - "Т.36" | 5,8 м |
"Т.37" - "Т.51" | 6,25 м |
Миноносцу имели сплошную палубу, без полубака. Высоко приподнятый и сильно наклоненный вперед форштевень, Палубные якорные клюзы. Слегка закругленная транцевая корма с небольшим подзором. | |
Продольно-поперечная системе набора, конструкции корпуса собирались из судостроительной стали "N-52". При изготовлении надстроек и корабельных, устройств широко применялись легкие сплавы и электросварка. | |
Количество отсеков: | |
"Т.22" - Т.36" | 13 |
"Т.37"- "Т.51" | 14 |
Протяженность двойного дна: | |
Т.22" - "Т.36" | 67% |
"Т.37" - "Т.51" | 69% |
Метацентрическая высота поперечная: | |
"Т.22" - "Т.36" | 0,75 м |
"Т.37" - "Т.51" | 0,83 м |