Оглавление

Параллельно с «Т/42» в разработке находился другой проект миноносца, имеющий техническое обозначение «Fiottentorpedoboot/43». По этому проекту корабль представлял собой мореходный миноносец (немцы называли его миноносец открытого моря) водоизмещением 1600 тонн.

Оба проекта обсуждались на совещании морского командования 1 мая 1943 года в Берлине. На этот раз присутствовали представители морского командования, включая самого адмирала Деница. Результатом обсуждения стало то, что работа над обоими проектами была прекращена - скорее всего, по причине невозможности осуществления их в ближайшее время. В имеющихся в настоящее время документах «Т/42» и «Т/43» больше не упоминались, хотя первый из них, судя по размерам и некоторым иным данным, мог стать основой для разработки проекта эсминца «Zerstorer/42».

К концу 1943 года была продолжена программа разработки проектов миноносцев. Примерно в это время появился проект «Т/41.А» - модификация проекта «Т/41». Основные требования, предъявляемые к «Т/41.А» со стороны командования миноносными силами, и в частности контр-адмирала Бея (командующий миноносными силами), сводились к увеличению скорости и дальности плавания, а также улучшению мореходности. Командование легкими силами флота, по опыту войны, от себя выдвигало требование усиления артиллерийского вооружения, как главного фактора эффективного и успешного использования в боевых условиях. В ряде встреч, в ноябре-декабре 1943 года, конструкторы пытались определить компромиссное решение между этими требованиями, так как эскизный проект, составленный по заданиям командования легкими силами, с шестью 105-мм орудиями «КМ/44» в трех башенных установках, добавлял 61,7 тонн веса (в том числе: корпус - 12 тонн; орудия - 42 тонны; вспомогательные механизмы - 2 тонны; экипаж и снабжение - 4,4 тонны; прочее - 1,2 тонны). Главная проблема заключалась в том, чем компенсировать этот дополнительный вес - уменьшением запасов топлива или экономией веса всей конструкции. В качестве уступки за это требование командование легкими силами допускало снижение скорости на 0,5 узла.

Однако контр-адмирал Бей предлагал вести работы в ином направлении. В его представлении корабль имел водоизмещение как у миноносцев «Т/39», энергетическую установку «iLLies» в 52.000 л.с, которая по его данным находилась в 90-процентной готовности на заводе «Schichau». Причем увеличение мощности достигалось без увеличения веса и занимаемого пространства. По его мнению, в новом проекте предпочтение следовало отдать увеличению скорости до 38-39 узлов. Его требование вскоре подтвердилось боем в Бискайском заливе, когда германские миноносцы не смогли уйти от британских крейсеров. При этом считалось достаточным вооружение из двух спаренных орудийных башен - по одной в носу и корме. На совещании это предложение было отвергнуто на том основании, что предпочтение механизмов мощностью 52.000 л.с. нарушило бы программу выпуска механизмов в 40.000 л.с, что не хватает людей и материалов, что рассчитывать на новую еще не испытанную установку рискованно. В конце концов было решено остановиться на 42.000-сильной установке и вооружении из трех спаренных установок с орудиями 105-мм калибра. Головному кораблю присвоили обозначение «Т.52», но дальше этого работы в то время почти не продвинулись.

В январе 1944 года дискуссии вновь возобновились. На совещании 22 января 1944 года рассматривались сравнительные эскизные проекты с механизмами в 40.000 и 52.000 л.с. Но требование пожертвовать одной спаренной орудийной установкой в пользу увеличения скорости вновь отклонили. На совещании представитель флота корветтен-капитан Коппенгаген сообщил, что он информирован директором фирмы «Schichau» о подготовке нового проекту малого миноносца с четырьмя орудиями, дальностью хода как у проекта «Т/39» и скоростью 38 узлов. Однако председательствующий адмирал Махенс потребовал более подробной разработки и уточнения требований к новому миноносцу. При этом, по его мнению, сам проект и конструкция должны были быть предельно упрощенными для облегчения и ускорения строительства.

  1. максимальная скорость 38 узлов при водоизмещении 75% от полного;
  2. спаренная орудийная башенная установка в носу и два обычных одноствольных лафета в корме (расчеты показывали, что для установки в корме орудийной башни не хватало места);
  3. шесть спаренных зенитных автоматов калибром 30 мм;
  4. установка в носовой надстройке радара для управления огнем и в корме тактического радара;
  5. артиллерийский директор в носовой части;
  6. отсутствие высокого рангоута;
  7. четыре бомбосбрасывателя для глубинных бомб;
  8. параваны.

На следующем совещании 9 февраля 1944 года обсуждение проекта продолжили. Как оказалось, при мощности механизмов и сравнительно небольшом корпусе можно было достичь скорости 36 узлов. Более высокую, в частности 38-узловую, скорость можно было получить только при очень облегченном и ослабленном корпусе, недостатки которого были очевидны. С другой стороны, оказалось, что новые установки мощностью в 52.000 л.с. разместить на кораблях проекта «Т/41.А» не удавалось. Необходимо было продолжить проектные разработки и исследовать возможность установки 52.000-сильных механизмов «ILLies» в измененный корпус, усиленный за счет снижения скорости на 0,25 - 0,5 узла. Как и раньше, определенного решения достигнуто не было, а проект «Т/41.А» вскоре заменили проектом меньшего корабля, разработка которого приписывается корветтен-капитану Коппенгагену.

В конце концов, в результате долгого периода обсуждений и выработки технических заданий, появился сравнительно быстро разработанный проект «Т/44» с механической установкой «ILLies» в 52.000 л.с. Корпус по размерам был близок к проекту «Т/39». Предполагавшиеся к постройке корабли этого проекта позже получили обозначение «Т.52» - «Т.57».

Применение новой установки давало определенные преимущества:
a) все вспомогательные механизмы имели электропривод (простые 3-фазные электромоторы) и, таким образом, не зависели от наличия пара;
b)  большой к.п.д. турбинных установок, особенно на малых ходах (рабочее давление пара 19 ат. на скорости 25 узлов);
c) упрощенный ремонт и обслуживание вспомогательных механизмов.

Всего было подготовлено два эскизных проекта «А» и «В». При равном водоизмещении 1821 тонны и одинаковом вооружении, первый из них имел длину на 2 метра большей был несколько шире. Вооружение составляли четыре 105-мм орудия типа «SKC/32», восемь 30-мм зенитных автоматов типа «Flak/44» и шесть торпедных труб. В варианте «В» имелось только шесть зенитных автоматов. И, кроме этого, проекты отличались расположением 105-мм артиллерии. Вариант «А» предусматривал спаренную башенную установку в носовой части и два одноствольных орудия в корме. Вариант «В» имел две спаренные орудийных башни в носу и корме. Основным назначением артиллерии был зенитный вариант, поэтому имелся только зенитный артиллерийский директор, размещенный на верхнем мостике. Предполагаемая скорость корабля проекта «А» равнялась 37,5 узлов, второго варианта - на 0,25 узла меньше.

На совещании 28 марта 1944 года, с участием командующего немецким флотом адмирала Деница, были окончательно решены все вопросы по проекту, которому официально присвоили обозначение «Т/44». В результате обсуждения Дениц приказал как можно быстрее построить по принятому проекту шесть миноносцев, заказ на которые в тот же день получила фирма «Schichau». Срок готовности первого из них «Т.52» был определен на 15 сентября 1946 года, последнего «Т.57» - 1 мая 1947 года. Но война, уже не в первый раз, внесла свои коррективы - ни один из этих кораблей не был даже заложен. Но и в случае начала строительства довести до готовности эти корабли шансов не имелось.

Germ_T_2024.jpg

Миноносец Т.25 с загруженными на верхней палубе минами заграждения

Оглавление

Hosted by uCoz