Миноносцы проекта «FT/40» (Flottentorpedoboote - эскадренные эскортные миноносцы) предназначались для использования в составе соединений крупных кораблей, а также для конвоирования транспортов.
Проект разрабатывался в проектном бюро морского ведомства в 1940 году и первоначально имел обозначение "Z/40" (как эсминец). Заказ на проектирование был выдан после обнаружения в захваченной Голландии готовых паротурбинных установок для строящихся эсминцев "Tjerk Hiddes" и "Philips van Almonde". В связи с этим проектирование велось при некотором участии голландских конструкторов. Строительство миноносцев велось в соответствии с военными программами. Всего предполагалось построить двадцать четыре корабля этого типа, но достроены они не были.
Миноносцы "Т.61" - "Т.84" (проект)
Миноносцы |
Места постройки |
Выдан заказ |
Стр. номера |
Закладка и спуск на воду |
|
"Т.61" |
"Wilton-Fijenoord" (Роттердам) |
19.11.1940 |
691 |
1942 |
июнь 1944 |
"Т.62" |
"Wilton-Fijenoord" (Роттердам) |
19.11.1940 |
692 |
1942 |
|
"Т.63" |
"Rotterdamsche Droogdokmijenoord" (Роттердам) |
19.11.1940 |
243 |
1942 |
28.10.1944 |
"Т.64" |
"Rotterdamsche Droogdokmijenoord" (Роттердам) |
19.11.1940 |
244 |
1942 |
|
"Т.65" |
"К.М. de Schelde" (Влиссинген) |
19.11.1940 |
224 |
1942 |
8.07.1944 |
"Т.66" |
"К.М. de Schelde" (Влиссинген) |
19.11.1940 |
225 |
1942 |
1944 |
"Т.67" * |
"Nederlandse Dok" |
19.11.1940 |
305 |
1942 |
|
"Т.68" * |
"Nederlandse Dok" |
19.11.1940 |
306 |
? |
|
"Т.69" |
"Wilton-Fijenoord" (Роттердам) |
3.05.1941 |
693 |
? |
|
"Т.70" |
"Rotterdamsche Droogdokmijenoord" (Роттердам) |
3.05.1941 |
245 |
1942 |
|
"Т.71" |
"К.М. de Schelde" (Влиссинген) |
3.05.1941 |
226 |
? |
|
"Т.72" * |
"Nederlandse Dok" |
3.05.1941 |
309 |
? |
|
"Т.73" -"Т.75" |
"Wilton-Fijenoord" (Роттердам) |
27.08.1941 |
|||
"Т.76"-"Т.78" |
"Rotterdamsche Droogdokmijenoord" (Роттердам) |
27.08.1941 |
|||
"Т.79"-"Т.81" |
"К.М. de Schelde" (Влиссинген) |
27.08.1941 |
|||
"Т.82"-"Т.84" |
"Nederlandse Dok" |
27.08.1941 |
* С сентября 1943 года достройка этих эсминцев производилась в соответствии с принятой программой перевооружения "Barbara" на других верфях - "Т.67" - на "К.М. de Schelde" (стр. номер - 257), "Т.68" - на "Wilton-Fijenoord", "T.72" - на "Rotterdamsche Droogdokmijenoord".
Водоизмещение стандартное |
1931 ts |
Водоизмещение нормальное |
2249 тм |
Водоизмещение полное |
2566 ts |
Длина по ватерлинии (КВЛ) |
110,0 м |
Длина наибольшая |
114,5 м |
Ширина наибольшая по КВЛ |
11,3 м |
Осадка по КВЛ при нормальном водоизмещении |
3,24 м |
Осадка по КВЛ при полном водоизмещении | 3,81 м |
Продольно-поперечная система набора, конструкции корпуса собирались из судостроительной стали N-52. При изготовлении надстроек и корабельных устройств широко применялись легкие сплавы и электросварка |
|
Количество отсеков | 13 |
Протяженность двойного дна |
90% |
Первоначальный проект предусматривал 3-ногую слегка наклоненную к корме фок-мачту, оборудованную специальной площадкой с V-образной двойной антенной радара. На дымовых трубах предусматривались высокие козырьки. | |
Энергетическая установка |
|
2 ТЗА Parsons завода "N.V. Werkspoor" (Амстердам) | |
МО (ЛБ) - МО (ПБ) - КО - КО - КО | |
2 трехлопастных винта диаметром | 3,15 м |
3 водотрубных котла "Yarrow-Werkspoor" | |
рабочее давление |
28,1 ат. |
температура пара (перегрев) |
350 град. |
максимальная расчетная |
45-000 SHP |
Мощность ожидаемая | 49.500 SHP |
Скорость проектная. | 34,8 узла при 475 обор. винта в мин |
Скорость ожидаемая |
35,0 узлов |
Запас жидкого топлива при нормальном и максимальном водоизмещении | 240 I 561 т |
Дальность плавания 19-узл. ходом | 2100 миль |
Электроэнергетическая установка: |
|
1 турбогенератор в 160 кВт; 2 дизель-генератора по 80 кВт (включая 1 резервный). |
|
Рулевое устройство: | |
2 параллельных балансирных руля. | |
Штатный состав вооружения: | |
4 127-мм / 45-калиберных орудия образца "SKC/34" на одноствольных лафетах с защитными щитами; +30 -10 градусов = 17,4 км. Запас снарядов - 600 штук. | |
4 37-мм зенитных автомата "SKC/30" на двух спаренных лафетах; Запас патронов - 8000 штук. 16 20-мм зенитных автоматов на четырех счетверенных лафетах; Запас патронов - 16000 штук. |
|
8 533-мм торпедных труб (для торпед "G/7a") в двух 4-трубных аппаратах, запасных торпед нет. |
|
50 мин заграждения на съемных палубных рельсах. |
|
4 бомбомета (до 32 глубинных бомб на 6 стеллажах). |
|
Штатный состав спасательных средств | |
1 мотобот (моторный катер или моторный ял); 1 шлюпка-кутер; 1 шлюпка-двойка (тузик). |
|
Экипаж штатный (в военное время): |
8 офицеров и 223 унтер-офицера и матроса. |
Миноносцы проектов «FT/42» (Flottentorpedoboote - эскадренные эскортные миноносцы), разрабатывались в проектном бюро морского ведомства в 1942 году. Строительство этих миноносцев велось в соответствии с военными программами. Всего предполагалось построить шесть кораблей этого типа.
Миноносцы в серии |
Место постройки серии |
Выдан заказ |
Заводские номера |
"Т.43" - "Т.48" |
«Deschimag» (Бремен) |
21.11.1942 г. |
W.1109 - W.1114 |
Водоизмещение стандартное |
2075 ts |
Водоизмещение нормальное |
2315 тм |
Водоизмещение полное |
2675 ts |
Длина по ватерлинии (КВЛ) |
108,0 м |
Ширина наибольшая по КВЛ |
11,0 м |
Осадка по КВЛ |
3,20 м |
Продольно-поперечная система набора, конструкции корпуса собирались из судостроительной стали N-52. При изготовлении надстроек и корабельных устройств широко применялись легкие сплавы и электросварка. |
|
Экипаж штатный | 220 человек |
Штатный состав вооружения: | |
4 127-мм орудие образца "LC/34" на одноствольных лафетах с защитными щитами; |
|
8 37-мм зенитных автомата "SKC/З0"на 4 спаренных установках; |
|
12 20-мм зенитных автоматов; |
|
6 533-мм торпедных труб (торпеды "G/7a") в 3-трубных аппаратах. |
Строительство миноносцев не начиналось, так как через год после выдачи заказа, 25 ноябри 1943 года, корабли были перезаказаны по другим проектам: миноносец «Т.43» (W.1109) - как эсминец «Z/51» проекта «Z/42», а миноносцы «Т.44» - «Т/48» (W.1110 -W.1114) - как эсминцы «Z.52» - «Z.56» проекта «Z/42.A».
12 июня 1943 года фирма «F. Schichau» (Эльбинг) получила заказ на новые миноносцы «Т.43» - «Т.48» проекта «FT/41».