Предыдущая Оглавление Следующая

IsAmW111.jpg

Вождь филиппинских инсургентов Агиналдо (Aguinaldo)

17 мая лидер инсургентов Эмилио Агинальдо покинул Гонконг и на борту «Мак Каллоха» прибыл в Манильскую бухту. На борту «Олимпии» состоялись переговоры Агинальдо с Дьюи. Американский адмирал предполагал встретиться с филиппинцем еще до своего отправления из Гонконга. Но поскольку тот задержался в пути из Сингапура, Агинальдо удалось доставить лишь вторым рейсом «Мак Каллоха».

На состоявшихся переговорах в первую очередь поднимался вопрос о формировании филиппинской армии. Но Дьюи, проявляя свою обычную тактичность и предусмотрительность, был осторожен, чтобы не дать никаких гарантий или обещаний. Официальные рапорты указывают что адмирал ожидал от повстанцев доброжелательного нейтралитета и ничего больше. Кроме того, Агинальдо поднял и вопрос о формировании Революционного флота. Хотя американцы проявили благоразумие, не дав филиппинцам никаких гарантий, они передали в подарок инсургентам несколько винтовок Маузера и старое испанское гладкоствольное орудие. На первых порах Агинальдо предложил Дьюи вооружить им какую-нибудь баржу, которую отведя на буксире одного из американских кораблей в нужное место, можно было использовать для поддержки действий десантных партий инсургентов. Но Дьюи отказался от этого плана. Зато он передавал в распоряжение Агинальдо паровой катер с «Реины Кристины». Этот катер, нареченный «Магдало» поднял филиппинский флаг и ему было разрешено свободно перемещаться в Манильской бухте. Сейчас в Филиппинской республике «Магдало» считается чем-то вроде "дедушки филиппинского флота".

По правде говоря, идея организации Революционного флота зародилась у Агинальдо еще в 1896 году, то есть задолго до совещания с Дьюи. Первоначально, когда была принята первая филиппинская конституция, в ней говорилось лишь об армии, но вскоре статья 23 дополнилась и пунктом о флоте. Но фактически флот был организован лишь летом 1898 года, когда заново сформированная Революционная армия одержала победу над испанцами у Алапанга. Именно тогда ряд филиппинских судовладельцев и капитанов судов предложили свои услуги Агинальдо.                                             

Первым более-менее значительным кораблем филиппинского флота следует считать пароход «Булусан» (1888 г. 200 т, 10 уз.). До войны он ходил по маршруту Лемери - Манила - Калапан (о. Миндоро). Пароход был зафрахтован для подвозки продовольствия инсургентам, и когда Агинальдо узнал об этом, он тут же предложил его капитану С.А. Оросе переделать корабль в канонерку. Ороса пытался возразить, ведь он не являлся владельцем корабля и не имел право распоряжаться им. Но, как оказалось, судовладелец и без того всемерно поддерживал повстанцев, так что добро было получено очень быстро. Пароход пришел в бухту Бакор, где на Кавитском арсенале ему полностью перебрали машину и установили артиллерию (1 х 87, 1 х 70 BL), снятую с потопленных испанских кораблей эскадры Монтехо. Кстати, своими характеристиками и вооружением пароход стал походить на испанские канонерки типа «Арайят», из-за чего в ряде справочников он считается канонеркой этого типа, захваченной инсургентами, но фактически это была лишь вспомогательная канонерская лодка.

IsAmW112.jpg IsAmW113.jpg

Вооруженный баркас «Magdalo» - дедушка филиппинского флота

Контр-адмирал Дьюи в окружении его штаба и офицеров «Olympian. Фотография сделана между 20 мая и 1 июня 1898 года. (HNC. Из коллекции контр-адмирала Аттеп Farenholt)

Так флот инсургентов пополнился первой канонеркой, но ее карьера оказалась короткой. Переведенная на остров Минданао, в конце августа - начале сентября она была атакована в Масбате превосходящими испанскими силами и уничтожена. Инсургенты оказали слабое сопротивление, отчасти введенные в заблуждение иностранными флагами, в том числе и американскими, на испанских кораблях.

Тем не менее "Москитный флот" (такое название получил флот инсургентов) пополнился еще несколькими кораблями, также переоборудованными на Кавитском арсенале и вооруженными орудиями с эскадры Монтехо. Это были «Тааленьо», «Балайян», «Таал», «Батангас», «Пурисима Консепсьон» и восемь небольших лодок, вроде «Магдало». Флагманом Агинальдо стал бывший испанский пароход табачной компании, совершавший рейсы на север Лусона. Команда судна была целиком набрана из филиппинцев, а капитаном был кубинец Висенте Каталан, народ которого также вел тяжелую войну с испанцами за свою независимость. И потому во время одного из рейсов экипаж взбунтовался и, подняв филиппинский флаг, присоединился к "Москитному флоту". Это был добротный пароход, построенный в Европе водоизмещением 800 тонн и скоростью 16 узлов. После вооружения двумя 76-мм орудиями он был переименован в «Филиппинас».

Предыдущая Оглавление Следующая