Повреждения «Cuba» были следующие:
Один 57-мм снаряд пролетел сквозь ходовую рубку от правого борта к левому.
Один снаряд перебил оба передних эрнс-бакштага рядом с леером ходовой рубки.
Один 57-мм пробил насквозь верху полубака, но не взорвался.
Один 57-мм рикошетировал от левой стороны орудийного щита заднего 120-мм орудия правого борта.
Один 57-мм ударил в верхнюю часть рубки, но не пробил ее.
Всего: четыре 57-мм и один снаряд неопознанного калибра, то есть всего пять.
После подъема «Cuba» никаких дополнительных повреждений обнаружено не было.
![]() |
![]() |
Крейсер «Isla de Cuba». Вид в корму. |
Крейсер «Isla de Cuba». (HNC) |
Трофейное испанское орудие на борту крейсера «Raleigh». 1899 год. (Detroit Publishing Co.)
MARQUES DEL DUERO
«Duero» участвовал в бою под парами на левом фланге линии испанского флота. Он помогал в спасении оставшихся в живых членов экипажа «Cristina». Подобно другим кораблям, он отошел за арсенал, где встал на якорь вблизи от берега, приблизительно в 800 метрах к западу от «Cuba», носом к берегу, где и был оставлен и затоплен. Десантная партия с «Petrel» сожгла и его. Корабль был буквально "распотрошен" в результате взрыва, вызванного пожаром, и над водой возвышались лишь остатки фальшборта. Он получил следующие повреждения от орудийного огня:
Один 203-мм снаряд вошел в полубак, прямо под палубой, со стороны правого борта и, вероятно, взорвался.
Один 152-мм попал очень близко к последнему и, вероятно, также взорвался, так как нет никаких следов того, что хотя бы один из них где-нибудь бы вылетел.
Один 57-мм прошел через спонсон орудия главного калибра, стоявшего в середине правого борта, спереди от орудийного щита.
Один 57-мм прошел сквозь задние фальшборты правого борта, проникая вниз, под палубу и вышел с левого борта около кормового среза...
Таким образом, там, похоже, было всего пять попаданий.
VELASCO
Это судно проходило капитальный ремонт и стояло пришвартованное у береговой линии перед Кавитским арсеналом. Его главная палуба из-за ремонта котлов была удалена, а сами котлы находились на берегу. Новая надстроечная палуба была положена, но еще не закончена. Корабль не имел никаких средств для маневрирования и потому не принял совершенно никакого участия в битве. Все орудия были сняты и установлены на береговых батареях. Корабль был затоплен испанцами после первой фазы боя и затем сожжен десантной партией с «Petrel». Он лег на дно на ровном киле, носом на запад. Весь фальшборт возвышался над водой, и даже от пожара корабль практически не пострадал. Имеются следы взрыва боеприпасов небольшого калибра, по-видимому, сложенных на палубе в корме, когда корабль был подожжен. Один случайный снаряд пробил навылет корму от левого борта к правому, снеся гекаборт и лапу верпа правого борта.
GENERAL LEZO
Адмирал Монтехо заявляет, что это судно было в ремонте и в бою не участвовало. Во время второй фазы боя канонерка была найдена поставленной на якорь в бухте Бакор, левым бортом, приблизительно в двух кабельтовых к «Luzon», носом на юг и легшим на грунт. Она была сожжена десантной партией с «Petrel», ее задний погреб в результате пожара взорвался, причинив большие повреждения корпусу. Также взорвались и некоторые боеприпасы, разложенные на палубе. Орудия главного калибра отсутствовали, хотя осталась носовая торпедная труба, впрочем, никаких свидетельств нахождения на борту торпед не обнаружено. Подъемный механизм 9-см носового орудия был поврежден снарядом. Главная палуба находится приблизительно в полуметре под водой.
ARGOS
«Argos» было гидрографическим легко вооруженным судном, не участвовавшим в сражении. Оно стояло на якоре позади арсенала, приблизительно в 800 м к западу от «Velasco». Судно было уничтожено испанцами и сожжено десантной партией с «Petrel». Оно было затоплено носом к берегу так, что фальшборт практически полностью возвышался над водой. Один снаряд большого калибра ударил в фальшборт правого борта в районе полубака и, пробив корабль насквозь, вылетел наружу...
На испанских кораблях был снят весь легкий рангоут, подняты гафели и убран такелаж, но все они участвовали в бою со стоящими подпорками тентов, растяжками или самими тентами, а на борту находилось много шлюпок. Все корабли, кроме «Castilla», были окрашены в серый цвет. Последняя все еще была вся белая, кроме орудийных спонсонов, которые были серые, и желтых дымовых труб...
С глубоким уважением, Джон М. Элликот, Лейтенант флота Соединенных Штатов, офицер разведки.