Оглавление

ItFl2WW020.jpg

Эскадренный миноносец «Grecale»

ItFl2WW021.jpg

Эскадренный миноносец «Granatiere»

Из всех этих эсминцев четыре наиболее современных корабля 4-й серии, строившиеся по программе 1935 года, предназначались в качестве лидеров флотилий.

В целом, эсминцы оказались настолько удачными, что итальянские кораблестроители решили и дальше сильно не отступать от них, хотя по требованию морского командования согласились с усилением вооружения на одно орудие в новом усовершенствованном проекте - тип «Soldati».

К строительству эскадренных миноносцев типа «Soldati» первой серии итальянский флот приступил в 1937 году. Именно тогда четыре итальянские верфи получили заказы на строительство первой серии кораблей - 12 единиц. Уже 8 августа 1937 года в Ливорно со стапеля фирмы «Odero-Terni-Orlando» сошел на воду первый в серии эсминец «Camicio Nera». Новые эсминцы имели стандартное водоизмещение 1800 т, полное 2400 т. Экипаж составляли 213 человек, включая 10 офицеров.

Эсминцы сохранили внешний силуэт с одной дымовой трубой, 2-винтовую энергетическую установку из 2 турбинных агрегатов Belluzzo или Parsons и 3 котлов Thornycroft. Проектная скорость увеличилась на 1-2 узла, то есть 39-40 узлов при мощности механизмов 48 тысяч SHP. Запас топлива 545 тонн.

Состав вооружения изменился - на части кораблей (по разным источникам сведения об этих эсминцах разные, но сами итальянцы называли четыре эсминца с пятью орудиями - «Camicia Nera», «Carabiniere», «Geniere» и «Lanciere») добавилось одно 120-мм орудие, зенитная артиллерия усилена до шести 37-мм и четырех-шести 13-мм автоматов). Сохранились шесть 533-мм торпедных труб, противолодочное вооружение, возможность принять на борт мины (до 64 штук).

Позже этот тип эскадренных миноносцев получил дальнейшее развитие.

Начавшаяся война оказалась очень неудачной для итальянских эсминцев. Соединения несли очень большие потери. Начались они, по-существу, еще до вступления Италии в войну.

Буквально накануне войны, 27 марта 1940 года правительство довольно удачно продало Швеции два эсминца «Bettino Ricasoli» и «Giovani Nicotera» (типа «Quintino Sella» из первой серии постройки 20-х годов). В шведском флоте они назывались «Puke» (J-19) и «Psilander» (J-18). После войны, 13 июня 1947 года, они были исключены из списков и сданы на слом.

Таким образом у Италии осталось только 59 эсминцев.

Потери начались буквально в первые недели войны. 28 июня 1940 года в Ионическом море британские крейсеры «Neptune», «Orion», «Liverpool», «Gloucester» и «Sydney» отправили на дно «Espero».

5 июля в районе Тобрука самолеты британского авианосца «Eagle» потопили торпедами «Zeffiro».

10 июля 1940 года «Leone Pancaldo» был потоплен британскими самолетами во время налета на Аугусту. Правда, затонувший в гавани корабль был поднят 26 июля 1941 года и вскоре отремонтирован в Генуе.

А 20-го июля вновь отличились летчики «Eagle». Все в том же районе Тобрука они потопили «Nembo» и «Ostro».

17 сентября того же года во время проведения операции против Бенгази погибли «Aquilone» и «Вогеа» - первый подорвался на мине, а второго настигли британские торпедоносцы с авианосца «ILLustrious». 12 октября восточнее Мальты британские крейсеры «York», «Ajax» с эсминцами артиллерией и торпедами потопили новейший эсминец «Artigliere» типа «Soldati».

И наконец, 21 октября 1940 года выбросился на побережье в Красном море «Francesco Nullo», поврежденный торпедой британского эсминца «Kimberley». В Красном море остались еще и другие эсминцы, но их черед наступит несколько позже - меньше чем через полгода.

В результате, итог всего полугодовой войны оказался печален. На дне оказались девять эсминцев. К тому часть эсминцев отрезаны в Красном море и фактически потеряны - всем было ясно, что их уничтожение - дело времени.

Потери было необходимо как-то восполнить. Морское командование, в ожидании начала боевых действий с Грецией и Югославией, делало кое-какие расчеты на приобретение их эсминцев, однако полагаться только на это было необоснованно. В связи с этим было решено начать постройку второй серии кораблей типа «Soldati». Уже в октябре были заложены три эсминца, а в начале 1941 года - еще два. Осенью 1941 была начата постройка еще двух таких кораблей. Правда, к тому времени потери уже намного превышали число заложенных кораблей.

Эсминцы типа «Soldati» 2-й серии лишь незначительно отличались от 1-й серии. Их водоизмещение составляло 1654 т стандартное (только «Squadrista» - 1697 т) и 2400-2500 т полное. Проектная скорость 38-39 узлов в реальности оказалась вполне достижима при фактической мощности механизмов 52-56 тысяч SHP. Вооружение составляли пять 120-мм орудий (на «Velite» - только четыре и одно 120-мм 15-калиберное орудие). Планировалась установка 37-мм зенитных автоматов, но в конечном итоге ограничились 8-10 автоматами калибра 20 мм. Два 3-трубных 533-мм торпедных аппарата, до 50 мин заграждения. Пять из этих эсминцев успели вступить в строй еще до осени 1942 года. Два последних так и не были достроены.

А новый, 1941 год, принес еще большие потери. Весна этого года оказалась буквально разгромной для эсминцев.

28 марта в бою у мыса Матапан вместе с тремя тяжелыми крейсерами были потоплены два эсминца. «Vittorio Alfieri» погиб в перестрелке с британскими эсминцами «Greyhound», «Griffin», «Havock» и «Stuart», a «Giosue Cardicci» был настигнут эсминцами «Jervis», «Nubian» и «Havock».

Не прошло и недели, как наступил черед эсминцев в Красном море. В течение первых десяти дней апреля бомбардировщики авианосца «Eagle», действуя с наземных аэродромов Порт-Судана, вывели из строя все эсминцы и миноносцы, остававшиеся в Красном море. 1 апреля 1941 года были сильно повреждены «Leone» и «Panthera». Первый из них на переходе в районе Массаи пропорол днище на каменном рифе и вскоре затонул, а другой был затоплен командой у побережья Саудовской Аравии. Двумя днями позже пришлось затопить и однотипный «Tigre», также сильно поврежденный авиацией. В эти же дни во время атак британской авиации получили повреждения «Cesare Batisti», «Daniele Manin» и «Nazario Sauro». Им пришлось приткнуться к берегу в районе Порт-Судана. Корабли были взорваны или по возможности разрушены экипажами.

Следующими стали «Luca Tarigo», «Baleno» и «Lampo». Сопровождая четыре транспорта к Тунису, 16 апреля 1941 года они были внезапно атакован британскими эсминцами «Janus», «Jervis», «Nubian» и «Mohawk». Торпеды последнего настигли «Luca Tarigo», и он быстро затонул. Два других также продержались недолго. Правда поврежденный «Lampo» смог дотянуть до мелководья. 8 августа он был поднят, отремонтирован и в мае 1942 года вновь вошел в строй.

В мае немецкие войска вторглись на Крит. Их действия поддерживал итальянский флот. Во время операций против острова 21 мая 1941 года у острова Левкас после подрыва на мине затонул эсминец «Carlo Mirabelo».

Лето прошло без потерь, но 8-9 ноября 1941 года в Ионическом море британская авиация обнаружила итальянский конвой. Вышедшие на перехват британские крейсеры «Aurora» и «Penelope» с эсминцами «Lively» и «Lightning» потопили эсминец «Fulmine» вместе с 7 транспортами, а подводная лодка «Upholder» отправила на дно эсминец «Libeccio».

Оглавление

Hosted by uCoz