Оглавление

В окончательном виде принятая программа предусматривала строительство 20 эсминцев 1-й очереди тремя сериями, основное различие в которых заключалось в составе вооружения. Тип кораблей получил обозначение «Commandanti», так как новые корабли предполагалось назвать в честь погибших командиров кораблей.

Для строительства новых эсминцев предполагалось привлечь четыре верфи, специализировавшихся на строительстве кораблей этого класса. Заказы на восемь единиц 1-й серии были размещены в сентябре 1941 года. 10-го контракт на два эсминца получила верфь «Caneieri Navali Dell'Tirreno» в Riva Trigoso, затем последовал заказ двух эсминцев на верфи «Caneieri Navali Riuniti» в Анконе, а 27 сентября - еще четырех у «Odero-Terni-Orlando» в Ливорно. Одновременно верфи (включая и четвертую - «Caneieri Navali Riuniti Dell'Adriatico» в Триесте) получили гарантии на предстоящие заказы остальных двенадцати кораблей, хотя официальные заказы на остальные эсминцы выдавались позже.

Технические характеристики эсминцев типа «Commandanti»

Водоизмещение стандартное 2100 т
Водоизмещение нормальное 2600 т
Водоизмещение полное боевое 2950-3000 т
Длина наибольшая по корпусу 120,7 м
Длина между перпендикулярами 115,0 м
Ширина наибольшая 12,3 м
Осадка при стандартном водоизмещении 3,2 м
Осадка при боевом водоизмещении 3,6 м
Энергетическая установка 2-вальная, 2 ПТЗА, 3 котла ВД
Мощность турбин 60.000SHP
Скорость проектная 35 узлов
Запас топлива нормальный / полный 659/740 т
Дальность плавания 20-узл. скоростью 3300 миль
Экипаж 277 человек (в т.ч. 15 офицеров)
Вооружение:
1-я серия 4x1-135/45 орудия; 12x1-37/54 зен. авт.; 2х3-533-мм ТА; 2 бомбомета, 64 Гб; 52 мины; 2 прожектора
2-я серия 5x1-135/45 орудия; 2x4-37/54 и 2x4-20/65 зен. авт.; 2х3-533-мм ТА; 2 бомбомета, 64 Гб; 52 мины; 2 прожектора
3-я серия 5x1-135/45 орудия; остальное вооружение определялось по обстановке

Внешне новые корабли напоминали эсминцы предшествующих типов, имеющиеся различия были вызваны только иным составом вооружения. Правда один из эсминцев этой серии должен был выглядеть несколько иначе. «Comandante Esposito» должен был иметь не три, а четыре паровых котла в двух котельных отделениях с эшелонным расположением, из-за чего предполагалось установить не одну, а две дымовые трубы. Вероятно, кораблестроители пришли к мысли, что устоявшийся в итальянском флоте проект эсминцев с однотрубной компоновкой стал морально устаревать. И «Comandante Esposito» должен был стать экспериментальным кораблем - как бы переходным типом к созданию кардинально новых проектов эскадренных миноносцев.

Наиболее заметной особенностью эсминцев типа «Commandanti» стало отступление итальянского морского командования от своей основополагающей идеи предыдущих лет - скорость превыше всего. Хотя мощность механизмов на новых эсминцах должна была быть наибольшей, чем на всех предшествующих типах, скорость предполагалось примерно 35 узлов (правда, конструкторы надеялись, что фактическая скорость окажется больше - 37-38 узлов). Это неудивительно, так как резко возросло водоизмещение кораблей. Причем итальянцы даже отказались от возможного увеличения проектной скорости на 3-4 узла, так как это потребовало бы либо дополнительно 500 тонн водоизмещения, либо соответственного уменьшения веса, отводимого на вооружение. Зато явно прослеживалась тенденция улучшения других характеристик: в частности того же вооружения. К этому времени итальянское командование поняло, что угрозы с воздуха не может избежать ни один, даже очень большой корабль. В то же время многие эсминцы сохраняли на вооружении 20-мм 65-калиберные зенитные автоматы «Breda», которые уже во многом потеряли свою эффективность и требовали как минимум кардинального улучшения. Поэтому основным зенитным вооружением легких кораблей как были, так и остались одноствольные 37-мм 54-калиберные автоматы «Breda», но не в силу своих характеристик, а потому что ничего лучше морские оружейники пока предложить не могли. Именно эти автоматы стали причиной того, что эсминцы 1-й серии имели только четыре орудия 135-мм калибра. Размещение автоматов в разных местах корабля просто не оставило места для пятого орудия.

Разработки новых зенитных установок для легких кораблей велись, но лишь с далекими перспективами. А пока что конструкторы могли предложить только увеличить плотность огня, разместив зенитные автоматы на счетверенных лафетах. Именно это и предполагалось осуществить на эсминцах 2-й серии. Корабли 3-й серии предполагалось вооружить совершенно новыми зенитными автоматами.

Минно-торпедное вооружение по сравнению с типом «Soldati» практически не изменилось, только количество мин, принимаемых на борт, увеличено с 48 до 52.

Предусматривалось также и радиолокационное оборудование - радары модели «EC-3/ter», иначе называемые «Gufo», специально переделанные для установки на эсминцах. Это были первые в итальянском флоте действительно эффективные радары для установки на легких кораблях. Их уверенная дальность действия составляла 15 тысяч метров.

Строительство серии эсминцев началось только в конце 1942 года. Планы итальянского морского командования января 1943 года предусматривали вступление в строй первых 12 кораблей в 1944 году, остальных в 1945 году. Однако война, оборачиваясь для Италии все большими трудностями, изменила эти планы. Незадолго до заключения перемирия, итальянские кораблестроители считали, что только шесть эсминцев 1-й серии могут быть достроены в первом полугодии 1945 года, еще четыре - во втором полугодии 1946 года. Строительство оставшихся шести эсминцев и еще четырех незаложенных вообще переносилось на необозримое будущее. С капитуляцией Италии эта программа была полностью остановлена.

Имя и бортовые литеры

Верфь-строитель

Закладка

Спуск на воду

Готовность

% гот-ти

  1-я серия          

ТО

«Comandante Toscano»

«CND Tirreno», Рива Тригозо

14.12.1942

предп. конец 1944

17,0 %

DC

«Comandante De Cristofaro»

«CND Tirreno», Рива Тригозо

6.03.1943

-

предп. конец 1944

15,5 %

DL

«Comandante Dell'Anno»

«CN Riuniti», Анкона

14.02.1943

-

предп. конец 1944

19,0%

CN

«Comandante Casana»

«CN Riuniti», Анкона

14.02.1943

-

предп. конец 1944

18,0 %

ВА

 «Comandante Baroni»

«Odero-T-O», Ливорно

20.02.1943

предп. .12.1943

нет данных

19,5 %

MA

«Comandante Margottini»

«Odero-T-O», Ливорно

10.03.1943

предп. нач. 1944

нет данных

20,0 %

BO

«Comandante Borsini»

«Odero-T-O», Ливорно

29.04.1943

-

нет данных

17,5 %

FA

«Comandante Fontana»

«Odero-T-O», Ливорно

лето 1943

-

нет данных

9,0 %

2-я серия

«Comandante Giorgis»

«CND Tirreno», Рива Тригозо

предп. сент.1943

-

нет данных

3,0 %

«Comandante Giobe»

«CND Tirreno», Рива Тригозо

предп. окт.1943

предп. 1-я пол. 1945

3,0 %

«Comandante Moccagatta»

«Odero-T-O», Ливорно

предп. нояб.1943

предп. 1-я пол. 1945

3,0 %

«Comandante Rodocanacchi»

«Odero-T-O», Ливорно

предп. дек. 1943

-

предп. 2-я пол. 1945

4,0 %

«Comandante Botti»

«CNRd Adriatico», Триест

1.08.1943

-

предп. 1-я пол. 1945

4,0 %

«Comandante Ruta»

«CNRd Adriatico», Триест

16.08.1943

-

предп. 1-я пол. 1945

4,0 %

«Comandante Novaro»

«CNRd Adriatico», Триест

-

-

предп. 1-я пол. 1945

3,0%

«Comandante Fiorelli»

«CNRd Adriatico», Триест

-

-

предп. 1-я пол. 1945

3,0 %

2-я серия

«Comandante Corsi»

«CNRd Adriatico», Триест

-

-

предп. 1-я пол. 1946

-

«Comandante Giannattasio»

«CNRd Adriatico», Триест

-

предп. 1-я пол. 1946

«Comandante Milano»

«CNRd Adriatico», Триест

-

-

предп. 1-я пол. 1946

-

«Comandante Esposito»

«CNRd Adriatico», Триест

-

-

предп. 1-я пол. 1946

-

Оглавление