Первый из названных кораблей, «Goito», практически не отличался от «Tripoli» размерами и энергетической установкой, но на вооружении имел не шесть, а только четыре 57-мм орудия, одинаковое с «Tripoli» число 37-мм пушек, а также шесть торпедных аппаратов.
Минный крейсер (Incrociatori torpediniere) «Goito»
Водоизмещение | 840 т |
Длина, ширина, осадка | 70,0 х 7,9 х 2,76 / 3,71 м |
Механизмы (3 винта) | 3 ПМ-компаунд (2-цилиндровые) |
Котлы | 6 локомотивных |
Мощность механизмов и скорость | 2620 л.с. = 18,0 уз. |
Запас угля | 100/ 180 т |
Экипаж | 110 чел. |
Минные крейсеры «Montebello» и «Monzambano» при таких же размерах и несколько увеличенном водоизмещении отличались полностью измененной энергетической установкой, что отразилось даже на внешнем виде кораблей - вместо двух дымовых труб на первых минных крейсерах, на «Montebello» и «Monzambano» их было по три. По составу вооружения крейсеры почти не отличался от «Tripoli» - шесть 57-мм орудий и пять 37-мм револьверных пушек, наряду с пятью торпедными аппаратами такого же калибра.
Минные крейсеры (Incrociatori torpediniere) «Montebello» и «Monzambano»
Водоизмещение | 860 - 870 т |
Длина, ширина, осадка | 70,0 х 7,9x2,76/3,71 м |
Механизмы (3 винта) | 3 ВПМ тройного расш. (3-цилиндровые) |
Котлы | 6 водотрубных типа Blechynden и Yarrow |
Мощность механизмов (соотв.) | 2776 л.с. и 2500 л.с. |
Скорость | 18,0 уз. |
Запас угля | 110/130 т |
Экипаж | 105 чел. |
Особенностью всех четырех крейсеров было наличие тонкой броневой карапасной палубы толщиной 40 мм над котлами и машинами и еще более тонкой в оконечностях. Имея схожее вооружение, они на испытаниях показали скорость порядка 18 узлов.
После примерно десяти лет службы, когда минные крейсера как класс кораблей утратили свое боевое значение, эти три минных крейсера были переоборудованы для постановки мин, которых они могли брать на борт до 60 штук. Соответственно, при этом на них изменилось вооружение - количество торпедных аппаратов сократилось до трех, а артиллерию заменили на шесть 57-мм орудий на «Tripoli» и «Goito», и четыре 57-мм орудия на «Montebello». Одновременно, в 1898 году, «Tripoli» в виде опыта был переоборудован на жидкое топливо (запас 72 тонны) с установкой водотрубных котлов Belleville. В 1906 году они прошли капитальный ремонт, при этом на жидкое топливо были переведены и два других крейсера. В дальнейшем они были вновь перевооружены на 102-мм артиллерию, получив по два таких орудия.
Все итальянские моряки, включая морского министра Бенедитто Брина, ожидали от этих кораблей большей скорости. Поэтому выступая в 1887 году со своей программой, Брин назвал эти корабли типовыми, которые и предлагалось принимать как прототипы в последующих разработках. Однако скоростные результаты, полученные на испытаниях, не вполне удовлетворили моряков - по крайней мере это коснулось минных авизо типа «Folgore», которые не получили дальнейшего развития. Более крупные корабли типа «Tripoli», предназначавшиеся для сопровождения эскадр, для которых полученная скорость оказалась более или менее приемлема, в дальнейшем был принят за основу при проектировании минных крейсеров типа «Partenope».
Таким образом, программа, предложенная в 1887 году морским министром Бенедитто Брином (190 миноносных кораблей разных типов к 1896 году), имела вполне реальные шансы быть выполненной. При этом если в отношении миноносцев особых изменений не наблюдалось - флот продолжал пополняться морскими миноносцами типа «Schihau» - то в развитии минных авизо и минных крейсеров обозначились заметные корректуры, вносимые развитием техники военно-морского флота. Как уже говорилось, минные авизо типа «Folgore» не удовлетворили своими качествами итальянских моряков. Поэтому следующие минные авизо типа «Aquilla», спроектированные фирмой «Schihau» и спущенные на воду уже в 1888 году, оказались гораздо меньше по водоизмещению, но зато их скорость достигала почти 25 узлов на испытаниях и 21-23 узлов в реальных морских условиях. Эти пять авизо - «Aquilla», «Avvoltoio», «Falco», «Nibbio» и «Sparviero» - при резком уменьшении водоизмещения (в сравнении с «Folgore») соответственно получили и более слабое вооружение - всего две 37-мм пушки и три минных аппарата для 457-мм торпед. Несмотря на это корабли оказались очень удачными для итальянского флота. Рассматривался даже вопрос о продолжении строительства подобных кораблей на итальянских верфях (шесть единиц), однако сделано это не было. Основной причиной этого стала уже наметившаяся в флотах других стран тенденция слияния класса минных авизо с все увеличивающимися по величине миноносцами. Итальянское командование отмечало, что это неизменно произойдет и в национальном флоте, и поэтому предполагало уже в ближайшем будущем строить более крупные миноносцы. И хотя минные авизо (Torpediniere aviso) как класс вскоре исчезли из списков итальянского флота, тем не менее первые крупные миноносцы («Condore» и «Pellicano») появились в итальянском флоте только в 1898 году.
Минный авизо типа «Aquilla»
А минные авизо типа «Aquilla», переклассифицированные вскоре в миноносцы (Torpediniere), построенные добросовестными немцами еще долго числились в итальянском флоте и даже приняли участие в Первой мировой войне. Моряки отмечали их отличные достоинства при действии в тихую погоду и при небольшом волнении. Конечно, из-за своей малой величины они сильно теряли при ухудшении погоды.
Минные авизо (Torpediniere aviso) типа «Aquilla»
Водоизмещение (корпус из стали) | 139- 140 т |
Длина, ширина, осадка | 45,54х5,1 х 1,12/2,21 -2,40 м |
Механизмы (2 винта) | 2 ВПМ тройного расширения |
Мощность механизмов и скорость | 2200 л.с. = до 24,0 уз. |
Запас угля | 40 т |
Экипаж | 23 - 24 чел. |
Так как дальнейшее строительство минных авизо после типа «Aquilla» продолжено не было, а в развитии миноносцев итальянское командование не шло дальше новых заказов у фирмы «Schihau», все развитие миноносных сил почти до конца XIX века в Италии заключалось в усовершенствовании класса минных крейсеров. После «Montebello» и «Monzambano» следующим стал «Confienza». Этот крейсер, к сожалению итальянских моряков, также не оправдал их надежд. В проекте этого корабля предполагалось воплотить идею минного крейсера, в котором предпочтение отдавалось бы артиллерийскому вооружению перед торпедным. Имея только четыре торпедных аппарата крейсер получил одно 120-мм орудие в носовой части, шесть 57-мм орудий Норденфельта побортно и в корме, а также одну (по другим данным две) 37-мм пушку Гочкиса. Как и предыдущие минные крейсера он имел карапасную броневую палубу над машинами и котлами толщиной 40 мм.
Минный крейсер (Incrociatori torpediniere) «Confienza»
Водоизмещение | 768 т |
Длина, ширина, осадка | 70,0 х 8,1 х 2,8/3,23 м |
Механизмы (2 винта). | 2 ПМ и 6 локомотивных котлов |
Мощность механизмов и скорость | 1887 л.с. = 17,0 уз. |
Запас угля | 100/ 168 т |
Экипаж | 105- 107 чел. |
Несмотря на то, что водоизмещение корабля было даже несколько меньше, чем у «Tripoli», из-за большей ширины и изменения осадки (в связи с установкой на носу тяжелого орудия уменьшился дифферент на корму) скорость его на испытаниях оказалась всего лишь 17 узлов. И, тем не менее, этот корабль стал прототипом для серии примерно одинаковых кораблей типа «Partenope», построенных на собственных верфях в Кастелламаре и Ливорно по полностью разработанному в Италии проекту инженера Vigna.