Оглавление

«Partenope», головной из серии минных крейсеров нового типа, был спущен на воду в Кастелламаре в 1889 году. Крейсер имел стальной гладкопалубный корпус, разделенный на 14 отсеков. В носовой части палуба имела некоторую покатость, но гораздо меньшую, чем на предыдущих крейсерах. Обе машины размещались в одном отсеке, в нос и корму которого имелось по одному котельному отсеку с двумя котлами в каждом. Этим и было обусловлено наличие двух дымовых труб, сильно разнесенных по длине корабля. На пробных испытаниях в 1890 году этот крейсер, как было первоначально объявлено, развил скорость до 22 узлов при форсированной мощности 4157 л.с. (по контракту предполагалось 4000 л.с). Однако позже стало известно, что его фактическая скорость на испытаниях оказалась равной только 18,6 узлов. На 24-часовых испытаниях с естественной тягой машины крейсер легко развивал мощность 2300 л.с, что было признано отличным результатом.

Последующие крейсера этой серии незначительно отличались от головного, отчего в ряде источников их даже относили к иному типу. Они показали вполне неплохие результаты. Например, крейсер «Aretusa», построенный в Ливорно на верфи «Orlando», на пробе машин развил скорость 20,7 узлов при мощности машин 4422 л.с., а последний из этой серии крейсеров «Calatafimi» легко достиг скорости 20 узлов при мощности машин 4033 л.с. Следует отметить, что головной крейсер «Partenope» получил машины итальянского производства фирмы «Pattison», в то время как почти все серийные корабли имели машины британской фирмы «Hawthorn Leslie».

Вооружение новых крейсеров также было несколько усилено - одно 120-мм орудие в носу, шесть 57-мм Норденфельта побортно и три 37-мм пушки Гочкиса на мостиках. Число торпедных аппаратов вновь доведено до пяти - один носовой и четыре поворотных на верхней палубе побортно. На последних крейсерах серии был добавлен еще один торпедный аппарат в корме, а также уменьшена толщина карапасной броневой палубы до 25 мм. Всего же было построено семь таких кораблей. За «Partenope» в 1891 году на воду были спущены «Aretusa», «Euridice», «Iride» и «Urania», в 1892 году - «Minerva», а в 1893 году - «Calatafimi». Все они внешне были очень похожи и различались только конфигурацией козырьков дымовых труб.

Минные крейсеры (Incrociatori torpediniere) типа «Partenope»

Водоизмещение 834-846 т
Длина, ширина, осадка 70,0 х 8,2 х 3,3 - 3,4 м
Механизмы (2 винта) 2 ВПМ тройного расширения (3-цилиндровые)
Котлы  4 локомотивных
Мощность механизмов  2000 - 2500 и.л.с.
Скорость 18,6 -20,7 уз.
Запас угля  100- 120/180 т
Экипаж 7-8 офицеров и 98 чел. команды

В последующем некоторые крейсеры этой серии прошли реконструкцию. На крейсере «Minerva» в 1900-1901 годах были установлены водотрубные котлы типа Blechynden. После подведения итогов русско-японской войны было усилено артиллерийское вооружение - несмотря на то, что крейсера уже во многом утратили свое боевое значение, на них установили по два современных 102-мм орудия, оставив при этом по четыре 57-мм и три 37-мм пушки и все торпедные аппараты. Незадолго до Первой мировой войны «Partenope», «Aretusa» и «Minerva» были приспособлены для постановки мин, при этом на них вновь было усилено артиллерийское вооружение, но удалены торпедные аппараты. Уже во время войны в заградитель переоборудовали и крейсер «Iride». На всех этих кораблях позже были установлены зенитные пушки, а крейсер «Iride», по существу, был перевооружен в корабль ПВО, получив шесть зенитных орудий.

Следующим стал минный крейсер «Caprera», спущенный на воду в 1894 году и не ставший серийным кораблем. Первоначально предполагалось построить его однотипным с «Calatafimi», однако уже в ходе строительства его проект был пересмотрен в сторону усиления артиллерийского вооружения. Для улучшения мореходности конструкторы отказались от гладкопалубной схемы, вернувшись к полубачной. При этом палуба полубака не имела покатости. Имелась также и броневая палуба, вновь увеличенная до толщины 40 мм. Первоначально предполагалось вооружить его двумя 120-мм орудиями, шестью 57-мм и тремя 37-мм пушками, а также шестью (затем пятью) торпедными аппаратами. Учитывая, что величина корабля не изменялась, корабль в результате оказался сравнительно сильно перегружен. Сперва пришлось отказаться от двух 57-мм и одной 37-мм орудий, а позже пришлось убрать и одно 120-мм орудие. Тем не менее, еще имея два 120-мм орудия, крейсер развил на испытаниях 19,8 узлов в форсированном режиме.

ItMinHst011.jpg ItMinHst012.jpg
Минный крейсер «Minerva» Минный крейсер «Aretusa»
ItMinHst013.jpg  
Минный крейсер «Caprera»  

 

Водоизмещение. 853 т
Длина, ширина, осадка  70,1 х 8,23 х 3,35 (нб) м
Механизмы (2 винта) 2 ВПМ тройного расширения (3-цилиндровые)
Котлы 4 цилиндрических
Мощность механизмов и скорость 4250 и.л.с. = 19,8 уз.
Запас угля 120 /180 т
Экипаж 118 чел.

Оглавление