Оглавление

По существу, «Саргега» стал последним итальянским минным крейсером в классическом стиле этого класса боевых кораблей. В самом конце XIX века были построены еще два корабля, зачисленные в этот класс - «Agordat» и «Coatit», спущенные на воду в 1899 году. Однако их, по большей части, можно причислить к еще не появившемуся в то время классу лидеров миноносцев, так как в этих кораблях при достаточно сильном росте водоизмещения уже было заметно явно выраженное преимущество артиллерийского вооружения над торпедным - первоначально крейсеры были вооружены двенадцатью 76-мм орудиями и двумя надводными торпедными аппаратами 356-мм калибра. Это было сделано в соответствии с требованиями итальянского морского командования, которое считало необходимым иметь корабли для вывода миноносцев в атаку и прикрытия их отхода артиллерийским огнем. Так как сами крейсера в атаке участвовать не должны были, то, соответственно, и торпедное вооружение было сведено до минимума. Таким образом, на эти два крейсера возлагались именно те функции, которые впоследствии привели к созданию класса лидеров. Проект предусматривал также увеличение скорости кораблей до 22-23 узлов, что также вполне соответствовало поставленным перед ними задачам. Однако следует отметить, что такая скорость еще могла в какой-то мере устраивать моряков на период создания проекта (1895 год), но уже при спуске кораблей она уже явно считалась недостаточной, так как многие иностранные крейсеры 2-го и 3-го ранга, гораздо более лучше вооруженные, в 1899-1900 годах вполне могли сравняться с ними скоростью, а то и превосходили их. Не удивительно, что уже вскоре после постройки «Agordat» и «Coatit» был поднят вопрос о их перевооружении на более крупный калибр, однако сделано это было только во время Первой мировой войны. На пробах механизмов крейсеры успешно показали ожидаемую скорость - на 3-часовых испытаниях при форсированной мощности «Agordat» развил скорость 23,1 узлов при мощности 8200 и.л.с., a «Coatit» на 6-часовых испытаниях хорошо держал средний ход 20,6 узлов при мощности 5080 и.л.с.

ItMinHst014.jpg ItMinHst017.jpg

Минный крейсер «Agordat» до и после переоборудования в минный заградитель

Минные крейсеры (Incrociatori torpediniere) «Agordat» и «Coatit»

Водоизмещение 1313 т
Длина, ширина, осадка  87,63 х 9,3 х 3,12 (нб) м
Механизмы (2 винта) 2 ВПМ тройного расширения (3-цилиндровые)
Котлы  8 типа Blechynden
Мощность механизмов и скорость  8000 и.л.с. = 23,0 уз.
Запас угля 160 / 270 т + жидкое топливо
Экипаж  154 (позже 175) чел.

Во время Первой мировой войны оба крейсера были оборудованы для постановки минных заграждений. При этом они прошли перевооружение, получив по два 120-мм орудия в оконечностях, и четыре 76-мм орудия (по некоторым данным последние были зенитными пушками), сохранив также и оба торпедных аппарата. Одновременно была также незначительно увеличена дальность плавания, за счет увеличения запаса угля до 180/300 тонн.

В дальнейшем Италия строила скоростные крейсеры небольшой величины, такие как «Quarto», «Nino Bixio» и «Marsala». Они имели на вооружении торпедные аппараты, но причислить их к минным крейсерам никак нельзя, так как еще при создании проекта к ним предъявлялись требования, соответствующие классу скаутов. Да и сами итальянцы причисляли их к классу разведчиков (Esploratori).

В последние годы XIX столетия итальянское морское командование пришло к выводу о том, что величина построенных в большом количестве миноносцев становится недостаточной. Приходилось учитывать то, что французские и британские флоты в Средиземном море стали пополняться миноносцами гораздо более крупного водоизмещения. Австро-венгерский флот также с 1896 года стал пополняться миноносцами водоизмещением более 100 тонн - «Natter», «Viper», «Cobra», «Pithon» и другие. Все это привело к тому, что итальянское морское командование сосредоточилось на строительство двух классов миноносных кораблей. Первым из них стали собственно миноносцы (Torpediniere), вторым - эскадренные миноносцы - дестройеры (Cacciatorpediniere). При этом, как и в других флотах, практически прекратилось строительство минных крейсеров, а класс минных авизо по характеристикам и назначению, по существу, слился с эскадренными миноносцами.

В первое время миноносцы «не прижились» в итальянском флоте. Морское командование в виде опыта решило построить два разнотипных корабля, представляющих проекты двух частных судостроительных фирм Италии. Предполагалось после сравнительных испытаний строить серию кораблей по лучшему из проектов. В 1898 году на воду был спущен миноносец «Condore» фирмы «Ansaldo» (Sestri-Ponente), а в апреле 1899 года миноносец «Peilicano» фирмы «Odero» (Sestri-Ponente). Оба миноносца имели одинаковое вооружение - три (по другим данным две) 47-мм пушки и два поворотных 356-мм торпедных аппарата.

Миноносец (Torpediniere) «Condore»
Водоизмещение 136 т
Осадка 1,52/2,43 (нб) м
Механизмы ВПМ тройного расширения и 2 котла типа Normand
Мощность механизмов и скорость 2400 и.л.с. = 25,7 уз.
Запас угля 40 т
Экипаж 28 чел.
Миноносец (Torpediniere) «Peilicano»
Водоизмещение 147 т (позже до 154 т)
Осадка 1,52/2,36 (нб) м
Механизмы ВПМ тройного расширения и 2 котла типа Blechynden
Мощность механизмов и скорость 2700 и.л.с. = 25 уз.
Запас угля 40 т
Экипаж  28 чел.

Эти миноносцы неплохо показали себя, развив на испытаниях скорость более 25 узлов. Позже на «Condore» была произведена реконструкция - установлены нефтяные котлы (запас топлива 26 т), при этом водоизмещение возросло до 169 тонн, а экипаж уменьшился до 26 человек. Во время войны на нем даже было установлено одно 76-мм орудие вместе с двумя 47-мм пушками. Но, тем не менее, в ближайшее после их постройки время миноносцы развития не получили, так как командование флота, считая, что морских миноносцев типа «Schihau» для прибрежной обороны вполне достаточно, обратило свое внимание на дестройеры.

Первым из них стал «Fulmine», заложенный в июле 1897 года на верфи фирмы «Ansaldo» в Sestri-Ponente. В 1898 году он был спущен на воду, в следующем году прошел длительные испытания, но только в 1900 году был зачислен в списки флота. Контрактная скорость эсминца предполагалась 28 узлов при мощности машин тройного расширения 4800 л.с. Однако на испытаниях он не смог превысить 26 узлов. Эсминец был вооружен пятью (по другим данным четырьмя) 57-мм пушками и тремя 457-мм торпедными аппаратами. Позже была предпринята попытка вооружить корабль (по примеру с эсминцами немецкой постройки типа «Lampo») одним 76-мм орудием с тремя 57-мм пушками, но вскоре итальянцам пришлось отказаться от этого. Впоследствии, желая по возможности увеличить скорость эсминца, его торпедное вооружение было уменьшено на один аппарат. Это облегчило корабль, но, как оказалось, на скоростных качествах не отразилось.

Эсминец (Cacciatorpediniere) «Fulmine»

Водоизмещение 298 т (позже до 340 т)
Длина, ширина, осадка 60,96 х 6,4 х 2,75 (нб) м
Механизмы 2 ВПМ тройного расширения и 4 котла типа Blechynden
Запас угля 60 т угля
Дальность плавания 820 (15 узлов) миль
Экипаж . 46 чел.

 

ItMinHst015.jpg ItMinHst016.jpg
Миноносцы «Condore» и «Pellicano» Эскадренный миноносец «Fulmine»

Оглавление