Следующими стали одиннадцать эсминцев, разработанные на основе предыдущего проекта. Они были заказаны у фирмы «Ansaldo» и построены в Сестри-Поненте несколькими сериями. Эти корабли стали последними эсминцами итальянского флота, сохранившими в своем силуэте отличительные черты миноносных кораблей рубежа веков - низкий и удлиненный надводный борт, гладкопалубный корпус, ходовой мостик в носовой части (обычно с расположенным на специальной площадке орудием), покатая палуба перед мостиком. Первыми среди них стали четыре эсминца, спущенные на воду в 1906 году, и вошедшие в строй в следующем году - «Artigliere», «Lanciere», «Bersagliere» и «Granatiere». Все эсминцы были вооружены четырьмя 76-мм орудиями и тремя 450-мм торпедными аппаратами, один из которых находился в корме на поворотной платформе, а два в носовой части по бортам от мостика, также на поворотных платформах. Каждый корабль имел по два боевых прожектора и был оборудован радиотелеграфной станцией.
Эсминцы (Cacciatorpediniere) типа «Artigliere»
Водоизмещение | 380-390 т |
Длина, ширина, осадка | 64,47 (пп) х 6,1 х 2,0- 2,13 (ср)/2,67 (нб) м |
Механизмы (2 винта) | ВПМ тройного расширения и 3 котла Thornycroft |
Мощность механизмов и скорость: | |
контрактная | 6000 л.с. = 28,5 уз. |
на испытаниях | 6500 л.с. = 29,1 уз. |
Запас топлива | 80 т угля |
Дальность плавания | 1000 (15 узлов) миль |
Экипаж | 4 офицера + 52 чел. команды (позже 50 чел.) |
За ними последовали четыре эсминца второй серии - «Alpino», «Carabiniere», «Corraziere» и «Fuciliere». Все они сошли на воду в 1909 году и вошли в строй в 1910-м. В том же t910 году были спущены на воду еще два практически не отличавшихся от них эсминца «Garibaldino» и «Pontiere», а в 1912 году последний «Ascaro». По вооружению они не отличались от эсминцев типа «Artigliere», за исключением эсминца «Ascaro», который был перевооружен на два 76-мм орудия и четыре 57-мм пушки. Такое же вооружение получили и остальные эсминцы всей этой серии, но несколько позже - в начале 1915 года. Один из эсминцев этой серии - «Garibaldino» - затонул 16 июля 1918 года у Виллефранса после столкновения с британским эсминцем «Cygnet».
![]() |
![]() |
Эскадренный миноносец типа «Artigliere» фирмы «Ansaldo» | Эскадренный миноносец «Ascaro» фирмы «Ansaldo» |
Эсминцы (Cacciatorpediniere) типа «Alpino» и «Ascaro»
Водоизмещение | 415 - 420 т («Ascaro» 398 т) |
Длина, ширина, осадка | 65,07 (пп)х 6,11 х 2,10 (ср)/2,67 (нб) м |
Механизмы (2 винта) | 2 ВПМ тройного расширения и 3 котла Thornycroft |
Мощность механизмов и скорость: контрактная | 6000 л.с. = 28,5 уз. |
на испытаниях | 6500 л.с. = 29,1 уз. |
Запас топлива | 90 т нефти (на «Ascaro» 50 т угля + 33 т нефти) |
Дальность плавания. | 1250 (15 узлов) миль (на «Ascaro» 915 миль) |
Экипаж | 4 офицера + 52 чел. команды (позже 50 чел.) |
С вступлением в строй действующего флота эсминца «Ascaro» в 1913 году было завершено строительство этой достаточно большой серии. Строительство эсминцев на этом не прекратилось, однако для них наступила новая эпоха - все последующие корабли этого класса, начиная с типа «Ardente», кардинально отличались от предыдущих как по величине, калибру артиллерии, скорости и силовой установке, так и по конструкции корпуса и внешнему виду.
Примерно в одно время с расширением строительства эсминцев на национальных верфях в первые годы XX века, командование итальянского флота пересмотрело некоторые свои взгляды на миноносцы. Уже первый опыт начавшейся на Дальнем Востоке русско-японская войны показал, что относительно небольшие миноносцы могут оказаться весьма полезными не только при обороне своего побережья, но и при проведении операций по блокированию гаваней и портов неприятеля. Однако, как оказалось, имевшиеся в большом количестве морские миноносцы типа «Schihau», оказались не в такой степени «морскими», как требовалось для подобных операций. К тому же приходилось уже и задуматься об хотя бы частичной их замене, так как миноносцы первых серий уже достаточно сильно «постарели», не говоря уже о прибрежных миноносцах самых первых серий. В 1905 году командование считало в большей или меньшей степени боеготовыми только некоторые миноносцы постройки с 1890 года из того периода - в действующем флоте в строю оставались миноносцы 78 и 79 фирмы «Yarrow» (1895 год постройки) и 43 миноносца «Schihau» начиная со 112 номера (1890-1895 годы постройки). Все остальные морские и прибрежные миноносцы постройки 1882-1889 годов были либо исключены из состава флота, либо выведены в резерв с частичным разоружением (всего таких в списках флота оставалось 85 миноносцев).
В связи с этим, не прекращая строительства эсминцев, итальянский флот занялся срочным пополнением своего состава морскими миноносцами более современных проектов, полагая, что все номерные миноносцы к настоящему времени могут считаться только прибрежными. В 1904-1905 годах были выданы заказы на несколько серий кораблей. Следует отметить, что командование флота не требовало от разработчиков проектов слишком большой скорости, ограничившись 25-26 узлами, и справедливо полагая, что для миноносцев больше будет важна скрытность. Приоритет в выдаче заказов отдавался национальным верфям, однако первая серия миноносцев для ускорения строительства и одновременно для заимствования иностранного опыта была заказана в Германии, все у той же фирмы «Schihau».