Оглавление

Однако работы по проектированию продолжались. Одновременно с разработкой арсеналом Куре нового 200-мм орудия, которое должно было заменить орудие такого же калибра (200 мм/45 кал.) образца 1908 года типа "41" ("41 Nendo Shiki"), созданное в свое время на основе британских орудий фирмы Vickers" (7), Технический Совет ВМФ (The Navy Technical Council) занимался эскизным проектированием крейсера-скаута. 22 сентября 1915 года проектные наброски были представлены в МГШ и представляли собой следующий корабль (8):

Водоизмещение нормальное

7200 тонн

Скорость наибольшая

36 узлов

Броневой пояс (сталь повышенного сопротивления)

76 мм

Броневая палуба над жизненно-важными частями корабля

?

Дальность плавания максимальная при 14 узлах хода

6-8 тыс. миль

Главное вооружение планировалось по меньшей мере из 12 140-мм/50 типа "3" ("3 Nendo Shiki") орудий в 4 спаренных башенных установках в носу и корме и несколько (как минимум 4) одинарных по бортам на палубных лафетах за щитами. Как альтернатива рассматривались 200-мм орудия, проектировавшиеся в арсенале.

Торпедное вооружение: 4 двухтрубных аппарата для торпед калибром 610-мм в неподвижных надводных установках по бортам.

 Постройку трех таких 7200-тонных скаутов предусматривала "Программа пополнения флота 8-4" ("8-4 Fleet Completion Program" - "8-4 Kantai Kansei Keikaku), принятая на 33-й чрезвычайной сессии парламента 14 августа 1917 года (9). Стоимость постройки каждого оценивалась в 6.915.078 иен.

В середине 1917 года в Японии стали известны основные характеристики 10 американских крейсеров-разведчиков, предусмотренных построить в соответствии с "актом военно-морских законодателей" ("The Navy Appropriation Act") от 29 августа 1916 года.

Водоизмещение нормальное

7100 тонн

Скорость наибольшая

33 узла

Вооружение

8 152-мм/53 орудий, 2 двухтрубных 533-мм ТА на поворотных станках, 2 катапульты и 2-4 самолета.

На основании этих данных МГШ решил модифицировать и усовершенствовать проект скаута 7200-тонного типа А к концу 1917 года соответственно откорректировать и кораблестроительную программу. Включенные в "Программу 8-4" 3 крейсера по 7200-тонн и 6 усовершенствованных  "Tenryu" по 3500 тонн заменили на 8 кораблей водоизмещением по 5500 тонн и одним  "малым" крейсером опытного проекта.

5500-тонный проект, созданный в 1917 году на основе "Tenryu" кораблестроительной секцией (4-я секция) технического департамента ВМФ (Shipbuilding Section (4th section) of the Navy Technical Department), no мнению конструкторов, был более предпочтительным, чем 3500-тонный, как для роли разведчика, так и для роли лидера флотилии эсминцев (10). Поэтому не случайно в новую "Программу пополнения флота 8-6", утвержденную на 40-й сессии кабинета министров 12 марта 1918 года, были включены еще три крейсера в 5500 тонн (11).

1.3 ПРОЕКТ КРЕЙСЕРА-РАЗВЕДЧИКА 1918-го ГОДА.

Технический департамент ВМФ начал разработку усовершенствованного скаута в 7200 тонн в середине 1917 года. Детали проекта и основные характеристики специально не оговаривались, но эскиз был утвержден в начале 1918 года и включал следующие главные элементы (12):

Водоизмещение нормальное

8000 тонн

Скорость максимальная

35,5 узлов

Дальность плавания 14-узловым ходом

более 6000 миль

Вооружение предусматривало 5-6 спаренных 140-мм/50-калиберных орудий в башнях (тип "3 Nendo Shiki") расположенных в диаметральной плоскости с тем, чтобы бортовой залп составил 10-12 стволов. Башни планировалось установить пирамидально - три в носу и две-три в корме. Как альтернатива рассматривалась установка восьми новых 200-мм/50-калиберных орудий, разрабатываемых  арсеналом Куре с 1916 года.

Торпедное вооружение включало четыре двухтрубных аппарата калибра 610-мм в неповоротных установках - по две трубы на каждый борт.

Бронирование предусматривало бортовую и палубную защита жизненно-важных частей корабля.

Новый 8000-тонный проект включили на рассмотрение в первую послевоенную кораблестроительную программу, известную как "Программу пополнения флота "Флот 8-8" ("8-8 Fleet Completion Program" - "8-8 Kantai Kansei Keikaku) (13). Эту программу совет кабинета министров принял 2 июня 1919 года. В следующем году, в феврале программа обсуждалась в парламенте, а в июне 1920 года она была утверждена общим голосованием на 43-й чрезвычайной сессии парламента.

1 августа 1920 года последовали изменения - было внесено решение о включении в программу "Флот 8-8" четырех 8000-тонных крейсеров-разведчиков, и, кроме того, восьми 5500-тонных крейсеров Стоимость постройки четырех первых скаутов оценивалась в 1919 году в 8.059.200 йен каждого, а к июню 20-го года эта сумма возросла до 11 миллионов йен.

1.4 ПРОЕКТ КРЕЙСЕРА-РАЗВЕДЧИКА 1921-го ГОДА.

"Программа 8-8", принятая в июне 1919 года, намечала ежегодную постройку в течение четырех финансовых лет (с 1920/1921 по 1924/25 гг.) по одному крейсеру в 8000 и 5500 тонн (14). Остальные четыре 5500-тонника предполагалось заказать в 1924/25 и 1925/26 гг. соответственно. При этом последний корабль "Программы 8-8" предполагалось сдать флоту к 1 апреля 1928 года. Однако при голосовании в парламенте по всей программе (несмотря на общее ее одобрение) заказ на постройку был отложен на год. Финансирование переносилось на 1921/22 год и более того, теперь уже и 8000-тонные крейсера планировалось перезаказать как 5500-тонные (15). Такой поворот красноречиво подтвердил тот факт, что МГШ и морское министерство все еще не определились с проектом 8000-тонного крейсера, особенно в вооружении. Новые корабли с этого момента официально обозначались как "Крейсеры большой модели" ("Large Model Cruisers" - "Dai gata Junyokan") и относились к кораблям 1-го класса (в "Программе 8-8").

Оглавление

Hosted by uCoz