Оглавление

Тем временем в Японии стало известно, что американский флот решил усилить вооружение уже заложенных 10 крейсеров типа "Omaha" (CL.4 - CL.13). Впервые этот вопрос обсуждался Главным Управлением кораблестроения США (ГУК) (The U.S.Navy General Board) в конце 1919 года, а в октябре-ноябре 1920 года было принято решение увеличить главный калибр крейсеров до 12 стволов установкой двух спаренных 152-мм башенных орудий в носу и в корме. В этом случае водоизмещение кораблей возросло до 7500 тонн, а скорость снизилась до 33,75 узлов, но зато удвоился бортовой залп, так как башни располагались в диаметральной плоскости. Вес залпа составил 8 снарядов по 47,67 кг или в целом 381 кг на борт. А дальность плавания достигала 8000 миль 15-узловым ходом.

Сильное впечатление на японское военно-морское руководство произвел британский крейсер "Hawkins", законченный постройкой 25 июля 1919 года и присоединившийся к английским восточно-азиатским силам в октябре того же года, (флагман китайской станции). В 1920 году он посетил Японию с визитом. Этот 9750-тонный крейсер имел скорость 29-30 узлов и вооружение из 7 190-мм/50-калиберных орудий "Mk.V" в одинарных установках. Большинство из которых располагалось в диаметрали, обеспечивая крейсеру 6-орудийный бортовой залп 90,7-кг снарядами с общим весом залпа 544 кг. Орудия главного калибра имели угол возвышения 30 градусов и центральную наводку. Корабль имел наклонный бортовой пояс толщиной 51 мм из стали высокого сопротивления и главную палубу в 25 мм из той же стали, а кроме того бортовые були в подводной части борта (16). Дальность плавания британского крейсера составляла 5400 миль 14 узловым ходом.

Новые японские проекты по сравнению с современными им зарубежными крейсерами значительно уступали последним. Крейсера 5500-тонного типа, из которых головной "Kuma" вступил в строй 31 августа 1920 года, а еще четырнадцать либо находились в постройке, либо были заказаны, оказались заметно слабее своих зарубежных аналогов, их 7 140-мм/50-калиберных орудий типа "3" ("3 Nendo Shiki") располагались в одинарных установках, причем бортовой залп из 6 орудий 38-кг снарядами составлял всего 228 кг. Орудия имели максимальный угол возвышения в 25 градусов, что соответствовало дальности стрельбы 17.500 м. Бортовой же залп намеченных к постройке 8000-тонных "скаутов", согласно проекта, должен был состоять из 10-12 140-мм/50-калиберных орудий и иметь общий вес бортового залпа 380-456 кг. Поэтому МГШ дал указание о немедленном повышении главного калибра 8000-тонных крейсеров до 180-190 мм или перевооружение их на новые 200-мм/50-калиберные орудия, разрабатывавшиеся в арсенале Куре.

Летом 1921 года главный конструктор флота капитан 2 ранга Юцуру Хирага (Naval Constructor Captain Hiraga Yuzuru), руководитель отдела разработки технических проектов (The Fundamental Design - Kihon Keikaku) в кораблестроительной секции (4 секция) технического департамента ВМФ, предложил новый проект крейсера-разведчика, удовлетворявший требованиям МГШ и превосходивший тип "Omaha" в общих чертах. Новый проект представлял следующее: при нормальном водоизмещении 7500 тонн и проектной скорости 35 узлов корабли должны нести 6 новых 200-мм/50-калиберных орудий в одиночных установках. Тяжелый орудия планировалось установить пирамидально в носу и в корме, обеспечивая бортовой залп шестью 115,2 кг снарядами общим весом 691 кг - почти вдвое больше чем у "Оmaha". Новый японский проект имел также бортовой торпедный залп из шести 610-мм торпедных труб по сравнению с 2-мя (позднее доведено до 5) 533-мм на кораблях США.

Хирага впервые предложил такие принципы конструкции корабля, которые позволили бы иметь подобное вооружение: броневые листы бортов и палубы входили как в защиту, так и в обеспечение общей продольной прочности корпуса, а непрерывная палубная линия от носа до кормы делала продольные связи неразрывными.

Отстаивая свои взгляды на данный проект Хирага в августе 1921 года, после долгих обсуждений и споров, склонил МГШ заменить проект 8000-тонника 1918 года на свой новый 7500-тонный. К лету 1922 года техническая и рабочая документация нового корабля были разработаны.

Постройку опытных "малых" крейсеров МГШ утвердил в октябре того же 1921 года, в дополнение к "Программе 8-4" 1917 года. Один такой крейсер, спроектированный под руководством капитана 2 ранга Ю. Хирага и его помощника капитан-лейтенанта Кикуо Фудзимото (Lieutenant Commander Fujimoto Kikuo) имел те же конструктивные особенности, что и у 7500-тонного проекта. Первоначально этот корабль получил название "Ayase", но 23 декабря 1921 года он был переименован в "Yubari". После окончания разработки проекта он был построен менее чем за 14 месяцев - с июня 1922 по июль 1923 года.

В пору принятия всех решений по новым крейсерам-скаутам в августе-октябре 1921 года обстановка на международной арене изменилась. 27 июля 1921 года японское правительство приняло приглашение президента США Хардинга (Harding) на участие в Вашингтонских переговорах по военно-морским разоружениям, а также по проблемам, касающимся Восточной Азии и Тихого океана.

Подписание Вашингтонского договора 6 февраля 1922 года и его ратификация 17 августа 19?3 года остановило постройку всех линейных единиц Программы "Флот 8-8". Постройка же крейсеров, как части сил обеспечения линейных кораблей, не ограничивалось, за исключением водоизмещения (10.000 английских тонн или 10.160 метрических тонн стандартных по статье 11) и главного калибра артиллерии (8-дюймов или 203-мм по статье 12) (17). Не было ограничений и по количеству кораблей в постройке, их скорости, защите, числу орудий, дальности плавания и прочих характеристик.

За день до подписания соглашения - 5 февраля 1922 года японцы издали приказ об остановке с этого момента строительство линейных кораблей, начиная с "Kaga" и "Tosa". Строительство же единиц не ограничиваемых договором, гак называемых "вспомогательных судов", было ускорено, чтобы обеспечить загруженность верфей, строивших ранее линкоры. В феврале-марте 1922 года было заказано сразу 18 кораблей предусмотренных ранее по программам "Флот 8-6" и "Флот 8-8" (18). Средства на их постройку взяли из ассигнований, предназначенных ранее на линкоры В эти заказы были включены и два новых 7500-тонных крейсера. Кроме того, чуть позже, 3 июля 1922 года, наряду с другими 53 единицами утвердили постройку еще двух таких крейсеров и четырех по 10.000 тонн (максимальное разрешенное договором водоизмещение) (19)

Оглавление

Hosted by uCoz