Подача боезапаса
Механизмы подачи боезапаса японцы спроектировали, ориентируясь прежде всего на экономию веса, но, несмотря на это, в итоге получилась громоздкая система, резко снизившая возможности установки, особенно в отношении темпов стрельбы. Вместо теоретической скорострельности пять выстрелов в минуту орудийная установка могла делать не больше двух. В большей степени это объяснялось использованием ручной силы в системе подачи снарядов и зарядов. В боевых условиях поддерживать необходимый темп стрельбы было невообразимо трудно и практически невозможно. Орудийная прислуга и персонал подбашенных помещений, образно говоря, физически выматывались до предела.
Путь следования снарядов и зарядов в пеналах из погребов к орудиям можно изобразить следующим образом (буквенные обозначения относятся к схеме):
![]() |
![]() |
ПОДАЧА БОЕЗАПАСА В ОРУДИЙНЫХ БАШНЯХ КРЕЙСЕРА "FURUTAKA"
Показана носовая башня N.1 |
ВНЕШНИЙ ВИД ОРУДИЙНОЙ БАШНИ |
Из погреба (хранилища снарядов и пеналов зарядов располагались на одном уровне под палубой кладовых) боеприпасы вручную перемещались к нижней части механизма подачи [позиция А] и также вручную загружались в него. Транспортер [А], приводящийся в движение от электромотора мощностью 8 л.с., горизонтальным подъемником подавал одновременно и снаряды, и заряды. И те, и другие поднимались в горизонтальном положении до перегрузочной палубы (соответствует уровню ватерлинии для возвышенных орудийных установок, и уровню средней палубы для остальных), затем выгружались из подъемника [В] и вручную, через люки в фундаменте орудийной установки, передавались в перегрузочные подбашенные помещения [С]. Здесь пути следования боеприпасов разделялись.
Снаряды загружались в верхний снарядный подъемник [D], также горизонтального типа, и перемещались на палубу выше - внутрь полубашни к казенной части орудия для ручного заряжания и досылания [Е]. Этот подъемник [D] приводился в движение гидравлической системой (рабочая жидкость - масло) с приводом от электромотора мощностью 8 л.с.
Зарядные пеналы на руках (транспортировки верхним подающим подъемником не было) передавались вверх заряжающим в полубашню, где также вручную заряжались и досылались [Е].
Снаряды и заряды.
Для 200-мм орудия "3 Nendo Shiki 1 Go" предусматривалось пять типов снарядов. Все они имели длину 0,762 метра и вес 110 кг. Эти снаряды оставались на вооружении крейсеров класса "А" до 1938 года (до модернизации "Aoba" и "Kinugasa"), а на авианосцах "Kaga" и "Akagi" - до их гибели в 1942 году.
1). Бронебойный снаряд с наконечником марки 5 ("Capped АР Shell 5 Go" - "Hibo Tetsukodan 5 Go"), принятый на вооружение в 1924 году (см.
прим.34). Снаряды имели донный взрыватель типа "13 Shiki 2 Go". Маркировка - белый цвет с красной полосой посередине.
2). Практический снаряд (Exercise Shell - Enshudan), принятый на вооружение в 1924 году. Маркировка - черный цвет с желтой головкой.
3). Бронебойный снаряд с наконечником марки 6 ("Capped АР Shell 6 Go" - "Hibo Tetsukodan 6 Go"), принятый на вооружение 17 ноября 1928 года и 6 апреля 1931 года переаттестованный в бронебойный снаряд "88 Shiki" ("88 Shiki АР Shell" - "88 Shiki Tetsukodan") (см.
прим. 34). Маркировка - белый цвет с красной полосой посередине и цифрой 88 на головке. Заполнитель - 2,836 кг ВВ (пикрат свинца - Picric Acid). В 1932 году снаряд снабжен донным взрывателем "13 Shiki 4 Go" (см.
прим. 35).
4). Снаряд общего назначения марки 4 (Common Shell 4 Go - Tsujodan 4 Go) повышенного взрывного действия (HE-Shell), принятый на вооружение в 1929 году. Маркировка - коричневый цвет с белой головкой и желтой полосой посередине. Заполнитель - 7,3 кг ВВ (пикрат свинца - Picric Acid). Снабжен временным головным взрывателем типа "89 Shiki". С 6 июля 1932 года переаттестован в "Общий снаряд", без добавления марки 4. (Common Shell - Tsujodan) и снабжен временным головным взрывателем типа "91 Shiki".
5). Практический снаряд с временной установкой (Timed Exercise Shell - Jigen Enshudan). принятый на вооружение в 1932 году. Маркировка - черный с белой головкой. Снабжен временным головным взрывателем типа "91 Shiki".
На крейсерах использовались заряды трех типов - все в шелковых картузах (см.
прим. 33):
1). "Общий" заряд (Common charge) весом 32,63 кг с порохами 60.DC; 53.DC; 70.C.2 или 80.С.2.
2). "Уменьшенный" заряд (Reduced charge) весом 24,5 кг с порохами 37.DC (этот порох позже снят с использования) или 50.С.2.
3). "Легкий" заряд (Light charge) весом 16,3 кг с порохом 35.С.2.
На крейсерах нового типа устанавливались по четыре 80-мм 40-калиберных орудия "40-cal. 3 Nendo Shiki 8-cm." с большим углом возвышения в одноствольных палубных установках с ручным наведением. Орудия располагались на верхней палубе по бортам от дымовых труб. Элементы этих орудий приведены в описании крейсера "Yubari" (см.часть 1, п.5).
Японцы считали, что эти орудия наиболее эффективны против низколетящих самолетов на средних дистанциях. Опытные стрельбы подобными орудиями были проведены в 1926 году линейными кораблями соединений "Sentai-1" ("Nagato", "Fuso", "Ise", "Yamashiro") и "Sentai-2" ("Kirishima" и "Hiei"), имевшими на вооружении 80-мм пушки дали следующие результаты: стрельба, управляемая дальномером с темпом 11,2 выстрела в минуту на дистанции 3000 метров, достигла 4,57% попаданий в конус длиной 10 метров, буксируемый гидросамолетом со скоростью 60 узлов (110 км в час) при ходе линейных кораблей 15 узлов.
С момента вступления крейсеров в строй на них применялись семь типов зенитных 80-мм снарядов - до тех пор, пока 80-миллиметровки на "Furutaka" и "Kako" не заменили в 1932-1933 годах на 120-мм зенитные орудия с "большим углом возвышения". Все снаряды имели длину 28,5 см и вес 5,99 кг.
1). Два типа общих снарядов (Common Shell - Tsujodan) повышенного взрывного действия (HE-Shell). Заполнитель - 0,454 кг ВВ (пикрат свинца - Picric Acid). Маркировка - коричневый (Brown-Maroon) цвет. Различались они типом взрывателя: снаряд общего назначения "3 Go" образца 1918 года ("Common shell 3 Go" - "Tsujodan 3 Go") с головным взрывателем "5 Nendo Shiki" и снаряд общего назначения "4 Go" образца 1929 года ("Common shell 4 Go" - "Tsujodan 4 Go") с 30-секундным взрывателем двойного действия.
2). Два типа практических снарядов (Exercise Shell - Enshudan), также различающихся по типу взрывателя. Маркировка черный цвет. Первый из них, снаряд "3 Go" образца 1918 года ("Exercise shell 3 Go" - "Enshudan 3 Go") с желтой головкой и временной снаряд образца 1924 года с 30-секундным взрывателем двойного действия, с белой головкой.