Оглавление

3). Шрапнельный снаряд (Shrapnel shell - Ryusendan). принятый на вооружение в 1918 году. Маркировка - серый цвет. Имел временной 30-секундный взрыватель двойного действия.

4). Трассирующий снаряд (Tracer shell - Eiendan), принятый на вооружение 1920 году. Маркировка - красный цвет.

5). Пристрелочный снаряд (Marker shell - Mokuhyodan). отмечающий место разрыва, принятый на вооружение в 1924 году. Маркировка - зеленый цвет. Имел временной 30-секундный взрыватель двойного действия.

Вое снаряды выполнялись в виде унитарного патрона. Заряд в гильзах мог быть двух видов: "общий" (common) с порохом 20.С.2 или "легкий" (light) с порохом 10.С.2. Исключение составлял пристрелочный снаряд, имевший в гильзах только легкий заряд.

Противовоздушную оборону ближнего действия осуществляли два 7,7-мм зенитных пулемета "Льюис" (7,7-mm. Machinegun "Lewis"), установленные на мостике. Эти пулеметы были приняты на вооружение в японском флоте в 1925 году и импортировались из Англии. В самое ближайшее время они заслужили недобрую славу ненадежного и весьма неудобного в обслуживании оружия. Основные характеристики пулемета:

Длина

1,283 м

Вес (пустого)

11,8 кг

Скорострельность

550 выстр./мин

Начальная скорость пули

745 м/сек

Максимальная эффективная дальность стрельбы

около 1000 м

4.3. УПРАВЛЕНИЕ ОГНЕМ.

200-мм орудия имели центральную систему наводки ("follow the pointer" system), в которой угол возвышения и поворота по горизонту для всех орудийных башен устанавливался по указателю. Центральный пост управления огнем (ЦАП), включающий артиллерийский директор "14 Shiki", размещался в верхней части мостика, а запасной пост, с таким же директором, - на крыше самолетного ангара (см. прим. 24). Артиллерийский директор (пост центральной наводки - Central Fire Director) типа "14" ("14 Shiki Hoiban") мог выдавать данные для управления огнем как для малых, так и для больших углов возвышения орудий. Практически, прицелы по углу и азимуту допускали возвышение до 90 градусов. 6,4-см телескопы этих директоров, известные как модель "6-cm. Han "L" gata Baenkyo" ("6-cm. Half "L" model telescope) и переаттестованные 23 июля 1927 года в телескопы с большим углом возвышения "6-cm. Han Kokaku Baenkyo" ("6-cm. Half High-Angle Telescope") имели силу кратности, равную величине от 6 до 7 единиц.

"14 Shiki Hoiban" был расположен в центральном артиллерийском посту (Main Fire Command Room - Shageki Shiki Sho), на высоте 22 метра над ватерлинией (см.прим. 36). Уровнем ниже, в отдельном помещении, размещался вычислительный пост, определяющий дистанцию и скорость цели (range and speed calculator - Sokutekiban) типа "13 Shiki Sokutekiban" (см. прим. 37).

Принимая во внимание высокое расположение над ватерлинией управляющих артиллерийских приборов, японские конструкторы предприняли определенные усилия для сокращения, насколько это возможно, вибрации, появляющейся в результате стрельбы орудий. Например, на линкоре "Nagato" классическая треногая мачта-надстройка была признана неэффективной и заменена семиногой фок-мачтой, несущей в числе прочих постов и центральный артиллерийский пост. Но и эта конструкция не оправдала возлагаемых на нее надежд. Поэтому в 1923 году, при проектировании крейсеров типа "Myoko" капитан-лейтенант Кикуо Фудзимото (Lieutenant Commander Fujimoto Kikuo), помощник капитана 2-го ранга Хираги, предложил устроить мачту-пагоду ("pagoda" type mast), заимствованную в какой-то мере от американской "ажурной" мачты ("cage" mast), но в отличие от нее целиком закрытой по поверхности металлическими листами. После специальных испытаний на вибростойкость подобные мачты применили в проектах крейсеров типов "Myoko" и "Aoba", а также на уже строящихся "Furutaka" и "Kako", внеся соответствующие изменения в проект.

Для оценки дистанции до цели на кораблях установили по четыре дальномера: по два с правого и левого бортов, из них носовые - на уровне компасного мостика и кормовые - рядом с запасным артиллерийским постом. Эти 3,5-метровые дальномеры бинокулярной системы (binocular coincidence system) типа "14 Shiki" использовались для определения данных стрельбы на малых и больших углах возвышения (см. прим. 38).

Для ночного боя имелось на каждом корабле по три 90-см боевых прожектора "SU"-Shiki", из которых один разместили в диаметрали корабля, над компасным мостиком, а два других - между дымовыми трубами, причем прожектор левого борта был ближе к носовой трубе, а прожектор правого борта - ближе к кормовой трубе. Оба - на одном уровне по высоте. Устанавливались прожектора нового типа "SU"-Shiki" ("Superii Shiki"), принятые на вооружение в 1918 году и впервые установленные на линейном крейсере "Kongo" и легком крейсере "Tatsuta". Позже эти прожектора устанавливались на других кораблях вместо менее мощных системы "Siemens", дававших изохроматический свет. 90-см прожекторы светили бело-голубым светом с интенсивностью в 9000 свечей на 1 кв. метр при силе тока 150 Ампер и напряжении 75 Вольт. Получался эффективный луч на дальность в среднем 3500-4000 метров. Угол возвышения прожекторов составлял от -30 до +100 градусов. Их использование координировалось из специального поста управления прожекторами (Searchlight Command Room), расположенного поверх мостика. Еще два поста управления на каждую из двух групп прожекторов находились в центральном и запасном артиллерийских постах (см. прим. 36).

Оглавление

Hosted by uCoz