(36) Система управления огнем, или иначе говоря "организация командных средств для артиллерийского боя" ("gunbattle command installations" - "Hosen Shiki Sochi") линейных кораблей, линейных крейсеров, крейсеров и эсминцев была утверждена 24 апреля 1923 года в специальном акте N.18 (Internal Order Ordnance No.18) и пересмотрена 9 марта 1932 года в акте N.13 (Internal Order Ordnance No.13) Для крейсеров класса "А" они должны были состоять из следующих постов и установок:
(37) Прибор "Sokutekiban" (Soku = слежение; teki = цель; ban = вычислительное устройство) был основным прибором в японском флоте для расчета курса и скорости цели. Первый подобный прибор "12 Shiki Sokutekiban" образца 1923 года и другой, усовершенствованный прибор образца 1924 года были разработаны и изготовлены компанией "Aichi Clock & Electric Motors Су" в Нагое (Nagoya). Эта фирма производила также часы и электромоторы.
Оба прибора были созданы в результате исследований, впервые проведенных еще в начале Первой мировой войны. Первоначальное экспериментальное устройство (в 1915-1922 годах), на основе которого создавался "Sokutekiban" представляло собой "дистанционный циферблат" (range clocks), совмещенные с "решающим устройством по вычислению величины изменения дистанции" (change of range calculators - henkyo ritsuban).
(38) До Первой мировой войны в японском флоте использовались только британские дальномеры фирмы "Barr & Stroud Ltd.", изготовлявшиеся в Глазго. Эти дальномеры имели бинокулярную систему определения расстояния (совмещение изображений) и в японском флоте обозначались как дальномеры "BU-Shiki" (или "MU-Shiki"). Из них первый, с базой 4 фута (1,2 метра), впервые был установлен на крейсере "Yoshino" в 1893 году. До 1913 года эта модель была основной в Императорском флоте.
Принципиально новые приборы появились в 1913 году, когда линейный крейсер "Kongo", построенный в Англии, был оснащен новыми 15-футовыми (4,5 метра) дальномерами, установленными поверх орудийных башен N.2 и N.3, а также одним 12-футовым (3,5 метра) дальномером "BU-Shiki" поверх боевой рубки крейсера.
В начале Первой мировой войны Оптическая секция Морского технического департамента (Optical Section of the Naval Technical Department) начала разработку собственного дальномера, конструкция которого основывалась на приборах "Барра и Струда". Работы были закончены в 1916 году, а в 1917-м был собран и установлен на линейном корабле "Yamashiro" 4,5-метровый дальномер японской разработки "5 Nendo Shiki" образца 1916 года.
В 1918 году эта же секция совместно с фирмой "Nippon Optical Manufacture Су" из Нагойи (Nagoya) был разработан усовершенствованный 10-метровый дальномер, обозначенный "7 Nendo Shiki". Он был впервые установлен в апреле 1921 года на линейном корабле "Nagato". Еще один 10-метровый дальномер "13 Shiki" был испытан в ноябре 1923 года, и в августе 1926 года установлен на линейном крейсере "Haruna".
В следующем, 1927 году были приняты на вооружение дальномеры "14 Shiki" с базой 1,5 метра, 2 метра, 3,5 метра и 6 метров. Развитием этих приборов стали дальномеры "89 Shiki", "90 Shiki" и "93 Shiki" с базой 2 метра, 3 метра, 3,5 метра и 4,5 метра, а также дальномер "94 Shiki" с базой 10 метров. Одновременно разрабатывались дальномеры для средних углов возвышения с базой 2 метра и 4 метра, позволяющие определять дистанции до самолетов.
Все названные дальномеры основывались в своем использовании на бинокулярной системе определения расстояния - принцип совмещения изображений.
После окончания Первой мировой войны японский флот закупил в Германии несколько образцов дальномеров фирмы "Zeiss", в основу работы которых был положен принцип стереоскопии. Из них зенитные дальномеры с базой 3 метра и 6 метров были установлены на линкоре "Nagato" в мае 1921 года (3-метровый) и в 1923 году (6-метровый).
В Японии стереоскопические дальномеры разрабатывались фирмой "Nippon Optical Manufacture Су" из Нагойи (Nagoya)", правда с помощью той же "Zeiss". В 1933 году был изготовлен опытный стереоскопический зенитный дальномер с базой 4,5 метра. Он был принят на вооружение как модель "94 Shiki" (образца 1934 года) и использовался совместно с прицельным устройством (система управления зенитным огнем образца 1934 года) "Hoiban" (1934 Type High-Angle Firing Installation - 94 Shiki Kosha Sochi) (см. прим. 45).