Оглавление

Для экономичного хода были приспособлены совместные крейсерские турбины и крейсерские ступени главных турбин: это была система комбинированного типа экономического режима (combined type = Heiyo Shiki). В каждом турбоагрегате она включала:
1)  Колесо крейсерской ступени с питанием паром, отработавшим в турбине высокого давления переднего хода.
2)  Небольшую крейсерскую турбину высокого давления, прямо связанную (через муфту) с передним концом ТВД переднего хода. Крейсерская турбина могла отключаться байпасными клапанами. В этом случае свежий пар, минуя крейсерскую турбину, подводился к главной турбине высокого давления (см. прим. 41).

В экономическом режиме (скорость корабля 14 узлов) крейсерская турбина и ступени работали последовательно с главной турбиной высокого давления. Пар последовательно проходил через все турбины переднего хода: свежий пар, поступающий в крейсерскую турбину, продувался в крейсерскую ступень и отсюда соответственно в остальные ступени турбины высокого давления, затем в турбину низкого давления, а оттуда в конденсатор.

Высокая скорость достигалась направлением свежего пара в главные турбины: сначала в турбину высокого давления, затем - низкого давления, а потом в конденсатор, тогда как подача пара на крейсерскую турбину и ступень перекрывалась и они вращались вхолостую (крейсерская ступень) или (для крейсерской турбины ) отсоединялись.

Конденсаторы на крейсерах устанавливались однопроточные, типа "Uniflux". На каждом крейсере имелось по четыре конденсаторных установки, каждая из которых размещалась ниже кожуха турбины низкого давления. Огромные цистерны питательной воды располагались в носовых частях каждого машинного отделения вплотную к поперечной переборке.

Наружные винты приводились в движение от турбоагрегатов носового машинного отделения; внутренние - от турбоагрегатов кормового отделения.

Вес турбин 203,4 тонн (на "Kako") и 200 тонн (на "Furutaka"). Вес редукторов соответственно 135 и 129,5 тонн.

6.2. КОТЛЫ.

На крейсерах были установлены водотрубные котлы треугольного типа, известного как тип "KANPON Shiki RO Go" (см. прим. 42). Давление пара - 18,3 кг/кв.см, нагрев до 138 градусов по Цельсию. Перегретый на 38 градусов (или 100 градусов по Фаренгейту) пар давал сокращение расхода топлива до 10% на полном ходу (для всех остальных режимов хода те же параметры).

Как уже отмечалось ранее (часть 2, п.3.3) 12 котлов располагались в семи котельных отделениях. Котельное отделение N.1 - два котла "среднего" типа (medium type) нефтяного отопления, стоящих бок о бок. Котельные отделения NN.2-5 (два по левому борту и два по правому) - каждое по два котла "большого" типа (large type) нефтяного отопления, установленных напротив друг друга фронтами Котельные отделения N.6 (правый борт) и N.7 (левый борт) - каждое по одному котлу "малого" типа (small type) смешанного отопления.

6.3. МОЩНОСТЬ И СКОРОСТЬ.

Наибольшая проектная мощность 102.000 SHP при 360 об/мин, обеспечивала максимальную скорость в 34,5 узла при водоизмещении на испытаниях в 8586 тонн (при 2/3 нагрузки). Приблизительно при таком водоизмещении (то есть на 1000 тонн меньше фактического) "Kako" на испытаниях достиг максимальной скорости 35,14 узла при мощности в 105.895 SHP.

6.4. ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ.

По проекту наибольшая топливо-вместимость кораблей составляла до 400 тонн угля и до 1400 тонн нефти, обеспечивая теоретическую дальность плавания 7000 миль 14 узловым ходом. Фактически же оказалось, что по готовности крейсера могли взять на борт максимум до 570 тонн угля и 1010 тонн нефти, что давало расчетную дальность 6000 миль.

Испытания "Furutaka" по определению расхода топлива при водоизмещении 8500 тонн (то есть примерно равное проектному на испытаниях при 2/3 нагрузки) показали средний расход нефти в 652 г/л.с. в час. При этом корабль шел экономическим ходом 14,5 узлов при мощности 4879 SHP. То есть общий расход составил около 3,18 тонн нефти в час. Исходя из этого расчеты показали, что крейсер с 2/3 (от проекта) запасов топлива (то есть 1200 тонн) имел бы дальность плавания около 5400-5500 миль на скорости 14,5 узлов. Следствием строительной перегрузки крейсера стало то, что повысился расход нефти, эта же причина привела и к уменьшению максимального запаса топлива (1580 тонн против 1800 тонн). В результате фактическая наибольшая дальность плавания также оказалась меньше проектной.

6.5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

Большинство вспомогательных механизмов (таких как вдувные и вытяжные вентиляторы машинных отделений, форсированное дутье в котлы, насосы, компрессоры, подъемники и пр.) имело электропривод. Ряд других, например, рулевая машина, шпиль имели паровой привод. Электроэнергия напряжением 225 Вольт вырабатывалась четырьмя генераторами (два по 90 кВт и два по 67,5 кВт каждый) с приводом от двигателей внутреннего сгорания, Генераторы располагались вне машинных отсеков, в носовом и кормовом отделениях, на палубе, кладовых. Напряжение 225 Вольт характерно для крейсеров класса "А", а также линейных кораблей начиная с "Kongo". Предыдущие крейсера типа "Tatsuta", "Yubari" и 5500-тонные крейсера имели напряжение 110 Вольт.

Рулевая машина состояла из 2-х цилиндровой паровой машины вертикального типа, приводившей гидроцилиндры, вращавшие балансирный руль.

Носовой шпиль также приводился 2-цилиндровой паровой вертикальной машиной и электромотором мощностью 35 HP для привода гидравлического (масляного) устройства типа Дженни (Janney type) (см. прим. 43).

Температура в погребах поддерживалась ниже 27 градусов посредством кондиционерных установок, использующих углекислоту (СО2) в качестве охладителя. Компрессоры углекислоты имели привод от электромоторов в 14 HP и 10,5 HP.

7. ЭКИПАЖ И ОБИТАЕМОСТЬ.

По проекту экипаж крейсеров состоял из 45 офицеров и 559 прочих чинов - всего 604 чел. Однако фактически экипаж до реконструкции насчитывал до 627 человек, колеблясь в зависимости от обстоятельств от 616 до 631 человека. Как было введено еще на "Yubari", офицерские помещения располагались в носу под надстройкой.

Расширение боевых средств на 7500-тонных крейсерах потребовало значительно больший экипаж, чем на 5500-тонниках. В то же время стремление до предела сэкономить вес привело к заметному уменьшению высоты надводного борта. Только благодаря большей ширине корпуса и распределению жилых помещений на трех палубах, полезная площадь кубриков была близка к таковой на 5500-тонных кораблях, то есть около 1,3 кв. метров на человека. Исходя из западных стандартов такой метраж можно только мягко назвать "тесным". К тому же, вследствие большой осадки носом, иллюминаторы кубриков на палубе кладовых находились почти у ватерлинии и потому в море во время движения корабля оставались задраенными, ухудшая и без того неудовлетворительную обитаемость помещения. В жарком тропическом климате вентиляция, как естественная, так и искусственная оказалась неэффективной, а вследствие этого условия жизни не соответствовали продолжительным походам в океане. Японские моряки в шутку прозвали эти крейсера "семейными плавучими дворцами" (floating family palaces - sulzokukan).

Оглавление

Hosted by uCoz