Оглавление

Численное и качественное состояние боезапаса, топлива и других видов материального обеспечения, находившегося перед началом войны на складах, за немногими исключениями соответствовало потребностям КБФ, определявшимся согласно директиве Народного Комиссара ВМФ от 19 ноября 1939 г. о круглогодовой готовности боевого ядра флотов к выполнению оперативных задач. По отдельным видам снабжения наблюдались некоторые недочеты. На артиллерийском вооружении флота и береговой обороны числились орудия тридцати четырех различных образцов и тринадцати различных калибров (от 45 до 356 мм); для тяжелых орудий, а также для орудий устаревших образцов имелось достаточное количество боезапаса, но для новейших 76,2-мм, 100-мм и 130-мм орудий на складах не хватало до полной нормы снабжения флота около 55 тысяч снарядов. Торпеды всех четырех образцов (диаметром в 450 и 533,4 мм), мины всех восьми типов ("1908", "1926", "1912", "КС-1" (такая мина в СССР неизвестна, судя по другим изданиям здесь опечатка и речь идет о "КБ-1", прим. ВВС), "КБ-3", "ПЛТ", "М-3", "Р"), тралы шести типов, параваны-охранители, сети, боны, глубинные и авиационные бомбы, химическое оружие и приборы радиогидроакустической связи имелись в положенном количестве и находились в хорошем состоянии. Однако нормы, по которым исчислялась потребность в некоторых видах вооружения, были слишком низкими, особенно в части запасов крупных авиационных бомб и тралов.

К началу войны запасы угля, жидкого топлива и смазочного масла составляли около 118500 т, и их было достаточно; но в 1939 г. план поставки дров водным путем не был выполнен, поэтому на Балтийском театре ощущалась острая нехватка дров, запасы которых к началу войны не превышали 81.300 куб. м. Трудное положение создалось с вопросом о запасах топлива в новых базах, так как, во-первых, там еще отсутствовали оборудованные склады и резервуары для хранения жидкого топлива, а, во-вторых, органы тыла КБФ не располагали достаточным числом танкеров и угольных транспортов для осуществления мало-мальски крупных перевозок.

Весь вообще вспомогательный флот, находившийся в распоряжении органов тыла КБФ, ни по числу судов, ни по состоянию их корпусов и механизмов, ни в отношении укомплектованности личным составом не удовлетворял своему назначению. Не в лучшем, а в большинстве случаев в худшем техническом состоянии находились суда морского флота, мобилизованные в октябре-ноябре 1939 г. для переоборудования под канонерские лодки, тральщики,  сторожевые корабли и сетевые заградители. Вопросами подбора подходящих для этой цели буксиров и пароходов ведало Управление военно-транспортной службы, но ему приходилось довольствоваться зачислением в списки того, что имелось в наличии, т.е. старых, изношенных судов, ремонт которых в подавляющем большинстве случаев производился крайне неудовлетворительно. По своим мореходным качествам и по размерам суда, подлежавшие мобилизации, не были пригодны для плавания в открытом море в свежую погоду. Эти суда и большинстве предназначались для траления, а число штатных тральщиков в КБФ было очень мало, поэтому КБФ и во время войны должен был испытывать недостаток в тральщиках. Одной из главных причин, по которым и в этой войне, и во время мировой войны 1914-1918 гг. на Балтийском театре не хватало тральщиков, являлось отсутствие решающего влияния военно-морского командования в вопросе о выборе типов при постройке буксиров и торговых судов малого тоннажа, которые были бы рентабельны при эксплуатации пароходствами в мирное время, а во время войны были бы пригодны для траления.

В общей сложности в октябре-ноябре 1930 г. было мобилизовано 56 буксиров и прочих судов морского флота, оборудование и вооружение которых были выполнены средствами Кронштадтской и Ленинградской баз, т.е. тех основных баз, где производился аварийный и текущий ремонт кораблей КБФ. Ремонтные средства этих баз были в удовлетворительном состоянии. Некоторые затруднения встретились в вопросе об оборудовании ремонтных баз в новых портах, арендованных на территориях Эстонии и Латвии.

Санитарное состояние КБФ к началу, войны, как и в прежние голы, было вполне удовлетворительно, но во всех соединениях и частях КБФ ощущался недостаток в медицинских работниках, неукомплектованность которыми достигала примерно 50% от штатного состава. Особенно мало было врачей-хирургов.

3. Боевая подготовка Краснознаменного Балтийского флота.

Боевая подготовка соединений и частей КБФ, определявшаяся военно-политической обстановкой на Балтийском театре в 1939 г., как и в предыдущие годы, протекала в условиях необходимости быть в постоянной боевой готовности. Поэтому напряженное политические положение, завершившееся в 1939 г. войной в Европе, не застало нас врасплох, и КБФ наряду со всеми вооруженными силами Советского Союза находился в готовности к отражению попыток вторжения агрессоров на нашу территорию, в наши воды. Политико-моральное состояние Краснознаменного Балтийского флота было, как и всегда, крепким и устойчивым.

В основу боевой подготовки КБФ на кампанию 1939 г. было положено воспитание личного состава в духе инициативы и активных действий, в духе искусного и смелого выполнения боевых задач и непоколебимого стремления уничтожить врага. Исходя из плана операций против флота вероятного противника, а таковым считалось всегда государство, обладавшее, сравнительно, мощным флотом, соединения КБФ готовились к нанесению совместных ударов неприятельскому флоту взаимодействующими между собой надводными и подводными силами, а также авиацией и береговой обороной.

К началу летней кампании 1939 г, общая боевая готовность соединении, частей и кораблей флота по сравнению с предшествовавшими годами заметно повысилась. Качественно улучшилась огневая артиллерийская подготовка. Личный состав овладел техникой боевого применения минно-торпедного оружия в простых условиях. Проводились в широких размерах в простой обстановке действия подводных лодок в удаленных районах моря с применением маневрирования позициями. Было приступлено к освоению вступавших в строй новых кораблей - крейсеров, лидеров и эскадренных миноносцев.

Однако в целом, как отмечалось в приказе Народного Комиссара ВМФ от 17 января 1939 г., боевая и политическая подготовка не всегда и не во всех отношениях находилась на должной высоте. Аварийность во флоте и морской авиации была слишком высока, освоение новой техники проходило медленными темпами; особенно слабым участком являлась работа с командным и начальствующим составом, все еще несмело выдвигались новые кадры, тактический рост командиров был недостаточным, не была отработана оперативная разведка театра, планы боевой подготовки составлялись без учета всех реальных возможностей, огневая подготовка производилась в упрощенных условиях и в отрыве от тактической обстановки, вопросам траления не уделялось должного внимания и т.д.

В течение летнего плавания 1939 г. прилагалось много старания, чтобы изжить упомянутые выше недостатки. Большую роль в поднятии боеспособности кораблей флота сыграли увеличение сроков службы для рядового и младшего начсостава во флоте и в связи с этим последовавшая отмена очередного увольнения в запас краснофлотского состава осенью 1939 г.

Эскадра в основном готовилась совместно с авиацией к артиллерийскому бою с линейными кораблями и тяжелыми батареями противника, но в простейших и по существу полигонных условиях; миноносцы - к согласованным с торпедными катерами и торпедной авиацией атакам крупных неприятельских кораблей и артиллерийскому бою с легкими силами. Торпедные катера практиковались в ночных поисках и атаках кораблей противника в море и в нанесении торпедных ударов судам, стоящим на рейдах и в гаванях. Подводные лодки осваивали маневрирование позициями при противодействии противника, ночные атаки одиночными лодками и действия на коммуникациях. Остальные корабли флота готовились к выполнению свойственных им боевых задач.

Особенностью условий, в которых происходило обучение КБФ, явилось то обстоятельство, что плавание надводных кораблей в процессе боевой подготовки проходило преимущественно на Сейскарском и восточном Суурсаарском плесах. Длительные походы в условиях, приближающихся к обстановке военного времени, проводились редко. Подводные лодки, по выполнении полигонных упражнении, выходили в среднюю часть Балтийского моря, иногда спускаясь и в южную часть. Знание же особенностей плавания в финских шхерах и в Ботническом заливе отсутствовало.

Оглавление

Hosted by uCoz