Оглавление

17 сентября в восточной части Финского залива был организован дозор на линии Сейскари - Сойвестэ (Стирсудден) торпедными и сторожевыми катерами флота и катерами 6-го морского пограничного отряда, а водный район до меридиана 27° периодически просматривался самолетами "МБР-2".

Кроме того, на Западном Суурсаарском (Гогландском) плесе и у маяков Сомери и Нарви в дозоре держались три наших подводных лодки. Самолеты "СБ" производили разведку всего Финского залива до меридиана 22°.

Того же 17 сентября Народный Комиссар Военно-Морского Флота флагман флота 2-го ранга Н. Г. Кузнецов приказал Военному совету КБФ "немедленно приступить к разработке операции по постановке мин заграждения в районе Стирсудден-Шепелев", чтобы воспрепятствовать "свободному проходу подводных лодок и легких сил, до лидеров включительно, к востоку от меридиана 29°" (см. Дело №714, п.1.).

20 сентября, ночью, между 00.12 и 01.45 минный заградитель "Марти" поставил это минное заграждение по плану, разработанному штабом КБФ.

В линии №1-а против подводных лодок было поставлено 244 мины образца 1908 г. с минным интервалом в 45,7 м (150 фут.) и на углубление 12 м (40 фут.). Однако многие из этих мин стали значительно глубже 16,7-18,3 м (до 55-60 фут. и более).

В линии №1-б против надводных кораблей и подводных лодок было поставлено 217 мин образца 1912 г. с тем же минным интервалом, но на углубление 3,7 м (12 фут.).

26 сентября вдоль восточной кромки заграждения было выставлено шесть вестовых вех с интервалом в одну милю.

С 20 сентября для охраны поставленного минного заграждения с запада штаб КБФ стал высылать в дозор на Сейскарский плес один корабль: базовый тральщик, сторожевой корабль или старый миноносец вместо сторожевых катеров типа "МО", несших этот дозор ранее. В тот же день была организована брандвахтенная служба и у ворот бонового заграждения на Большом Кронштадтском рейде.

В связи с общим напряженным положением и постановкой минного заграждения 30 сентября вошла в действие "Лоция военного времени восточной части Финского залива".

Чтобы обеспечить встречу и проводку по фарватерам торговых судов, шедших с запада в Ленинград и обратно, с утра 20 сентября на Сейскарском плесе в районе банки Средней (Ш-60°09,2', Д-28°27,0') было выставлено гидрографическое судно "Восток" и организована военно-лоцманская служба.

В эти дни советские войска, отбрасывая слабые части разваливавшейся польской армии, успешно продвигались в Западной Белоруссии и Западной Украине, радостно встречаемые местным населением.

К вечеру 18 сентября стало известно, что "по достоверным сведениям, польские подводные лодки укрываются в портах прибалтийских государств, находя там скрытую поддержку со стороны некоторых правительственных лиц. По сведениям, кроме польских подводных лодок, в этих портах скрываются подводные лодки и некоторых других государств. 18 сентября одна из польских подводных лодок, интернированная ранее в Таллиннском порту, удрала и скрылась в неизвестном направлении. Предполагают, что в данном случае имело место попустительство со стороны эстонских властей" («Известия» №218 (6988) от 1939 г. Это была подводная лодка-заградитель "Орел").

В ответ на протест советского правительства, правительство Эстонии уволило в отставку командующего эстонским флотом и его начальника штаба, косвенно признав этим факт попустительства.

С 19 по 21 сентября был произведен поиск польских подводных лодок по всему Финскому заливу между меридианами 29° и 22°, в котором приняли участие 2 лидера, 7 эскадренных миноносцев, 4 сторожевых корабля и 6 сторожевых катеров типа "МО". В операции принимал участие заместитель Народного Комиссара ВМФ флагман флота 2-го ранга И. С. Исаков. Поиск производился осмотром всего района без прослушивания шумопеленгаторами.

Подводных лодок обнаружить не удалось, но 19 сентября миноносец "Володарский" донес о плававшей мине, замеченной им в двух милях на ост-норд-ост от банки Средняя в широте 60°11,7' и долготе 28°25,5'. Следует думать, что это была мина из оборонительного минного заграждения, поставленного финнами перед Биеркэ.

В связи с ожидаемым прибытием из-за границы в Финский залив нашего теплохода "Сибирь", эскадренные миноносцы "Артем", "Володарский" и "Энгельс" 22 сентября произвели безрезультатный поиск подводных лодок в районе между островом Суурсаари (Готланд) и меридианом 24°, а самолеты "МБР-2" также безрезультатно искали подводные лодки от Кронштадта до меридиана 25°.

Кроме того, около полудня 22 сентября лидер "Минск" и эскадренные миноносцы "Гордый" и "Сметливый" в районе Осмуссаар - Палдиски встретили теплоход "Сибирь" и конвоировали его до утра 23 сентября.

Тем временем из сообщений иностранной прессы стало известно, что польские подводные лодки "Семп" и "Рысь" ("Семп" - "Ястреб" - однотипна с подводной лодкой "Орел". Основные элементы подводной лодки "Рысь": водоизмещение - 950 т; вооружение - 6-550-мм торпедных аппаратов, 38-40 мин, 1-100-мм и 1-40-мм орудие, скорость хода над водой - 14 узлов и под водой - 9 узлов) нашли убежище и Стокгольме, а подводная лодка "Орел" была обнаружена 21 сентября у восточного берега шведского острова Готланд.

Вместе с тем 21 сентября радиоразведкой было установлено, что около 12 часов в районе Суурсаари - башня Орренгрунд находились финские военные корабли, число и тип которых не были установлены.

Все это заставило Военный совет КБФ организовать еще один поиск.

KBFFin39017.jpg

Схема минного заграждения, поставленного заградителем «Марти» 20 сентября 1939 г.

Оглавление