Оглавление

Задача - уничтожить береговую батарею на острове Руссарэ, вытекавшая из более широкой задачи - подавить береговые батареи и разрушить укрепления полуострова Ханко - была возложена 30 ноября на группу и составе четырех самолетов "ДБ-3". В 12.20 группа с высоты 2000 м нанесла бомбардировочный удар, сбросив две ФАБ-1000 и двадцать ФАБ-100. По наблюдениям ленчиков, в результате бомбометания были уничтожены четыре зенитных орудия. Батарея же из четырех 234-мм пушек была хорошо замаскирована и осталась не обнаруженной, вследствие чего она не подверглась бомбардировочной атаке. В 15.25 самолеты благополучно вернулись на базу.

Удар по батареям острова Руссарэ был произведен без предварительной фоторазведки и слабыми силами, а потому и не дал положительных результатов.

Всего за первый день войны в западной част Балтийского театра самолеты-бомбардировщики произвели 35 самолетовылетов, потеряв при этом два самолета "ДБ-3". Кроме того, на своей территории били потеряны два "ДБ-3", один "СБ", один "И-15" и одни "Р-5".

Излишняя спешка, отсутствие должной организации, а также тяжелые метеорологические условия и недостаточная подготовленность летного состава к действиям в условиях сложной обстановки явились причиной гибели самолетов на своей территории.

Наиболее тяжелыми и характерными случаями для первых дней войны явились: гибель самолета-истребителя, сгоревшего в бою с неопознанным им самолетом "СБ" ЛВО, взрыв неправильно подвешенных бомб, происшедший при взлете самолета "Р-5", причем он был уничтожен, а экипаж получил ушибы; катастрофа на аэродроме вследствие того, что молодой летчик, взлетая в первый раз с полной нагрузкой, упустил направление взлета и врезался в склад бомб; в результате взрыва бомб на самолете "ДБ-3" последний был уничтожен, а экипаж погиб; повреждено еще шесть самолетов, стоявших на аэродроме, убито три и ранено 29 человек.

Так как 30 ноября не удалось организовать нападение на финские броненосцы, то командующий КБФ 1 декабря вновь приказал: "Найти и уничтожить броненосцы береговой обороны противника, использовав для поиска шесть самолетов "ДБ-3" с бомбовой нагрузкой и для удара двадцать четыре "ДБ-3 , а остальные семнадцать иметь в резерве".

В 11.58 1 декабря на поиск броненосцев вылетало только одно звено самолетов "ДБ-3" с бомбовой нагрузкой в девять ФАБ-250, Звено произвело поиск в районе Гельсинки - Ханко, но не осмотрело район острова Руссала - Турку, в котором броненосцы были обнаружены накануне. Не найдя кораблей противника, звено на обратном пути осмотрело шхеры в районе Порвоо. В этом районе в 14.32 с высоты 300 м звено безрезультатно сбросило все девять бомб на транспорт противника, встреченный у острова Суур-Пелинки, и во время бомбометания было обстреляно зенитным огнем. В том же районе, у острова Эмсола, звено обнаружило один военный корабль типа канонерской лодки. Уйдя в облака, самолеты больше противника не видели и в 15.35 вернулись в базу.

Не найдя броненосцев береговой обороны в этот день, военно-воздушные силы КБФ занялись на западном участке театра разрушением оборонительных сооружений в финских портах Порвоо, Гельсинки и Ловиза. По первому из них произвели бомбометание четыре самолета "ДБ-3". Подходя к цели, они подверглись незначительному обстрелу и в 14.43 сбросили тридцать ФАБ-100 и три ФАБ-250 по береговым сооружениям этого порта, но вследствие сильной облачности результатов бомбометания не видели.

В 13.55 вылетела 3-я авиаэскадрилья 1-го минно-торпедного полка в составе 10 самолетов "ДБ-3" для разрушения военных объектов в Гельсинки. В 15.40 эскадрилья, пройдя остров Найсаар (Нарген), повернула на Гельсинки и, набрав высоту 800 м, пошла над облаками. Сплошная облачность не позволила произвести прицельное бомбометание, и потому а 15.55 по расчету времени было сброшено семнадцать ФАБ-250. С 15.52 до 15.58 по самолетам безуспешно стреляла зенитная артиллерия противника, видимо, руководствовавшаяся звуком моторов.

Отойдя от Гельсинки на юг, эскадрилья снизилась до высоты 100 и и повернула на Ловизу, чтобы сбросить там оставшиеся бомбы. Встретив на подходе к Ловизе густой туман, эскадрилья пошла к базе и на западном Суурсаарском плесе сбросила в воду еще десять ФАБ-250. В 17.25, уже в темноте, все самолеты благополучно сели на своем аэродроме.

Всего за 1 декабря на западном участке театра самолеты-бомбардировщики произвели двадцать два самолето-вылета.

Нелетная погода, установившаяся с 2 декабря, заставила бомбардировочную авиацию КБФ временно прекратить поиск броненосцев и разрушение баз противника.

6. Действия отряд легких сил и 24-го дивизиона подводных лодок на коммуникациях противника и обстрел батарей Руссарэ.

На отряд легких сил и 24-й дивизион подводных лодок были возложены обеспечение десантных операции по занятию островов от нападения флота противника с запада и перерыв коммуникации Финляндии в средней части Балтийского моря, а также в западной части Финского залива.

Крейсер "Киров" и 1-й дивизион миноносцев проводили операции в устье Финского залива к западу от линии Ханко - маяк Осмуссаар. В западной части Финского залива действовали 2-й дивизион эскадренных миноносцев и 24-й дивизион подводных лодок (лодки типа "М"). 2-й дивизион миноносцев с 30 ноября непрерывно держал эскадренный миноносец и дозоре между маяком Дигшер и Гельсинки, производя смену через каждые двое суток.

Подводные лодки также с утра 30 ноября обслуживали позиции № 1-5 (см. схему). Однако это обслуживание не было непрерывным. Лодки держались на позициях под водой с восхода и до захода солнца (09.00-16.00). Все же остальное время суток они находились и средней и южной части залива, производя зарядку аккумуляторов в надводном положении.

За рассматриваемый период войны подводные лодки находились на позициях № 1, 2 и 3 только до утра 2 декабря, а на позициях № 4 и 5 - до второй половины дня 3 декабря. Кроме того, на дозорной позиции и устье Финского залива до вечера 2 декабря находилась подводная лодка "С-1", не получившая посланной ей радиограммы о переходе на позицию № 8.

Подводные лодки и миноносцы установили, что торговые суда противника прекратили плавание открытой частью Финского залива и ходили только внутренними шхерными фарватерами.

Лишь один финский транспорт "Айва", вышедший из Таллинна рано утром 30 ноября, в 12.20 был задержан догнавшим его эскадренным миноносцем "Грозящий" и сторожевым катером № 111 (типа "МО") и отбуксирован от острова Аэгна в Палдиски.

Иностранные пароходы, преимущественно германские, продолжали ежедневно ходить по заливу в Ленинград и обратно на запад, прокладывая курсы ближе к эстонскому берегу.

Боевые силы противника в западной части Финского залива никаких активных операций не предпринимали, ограничиваясь полетами отдельных самолетов-разведчиков.

1 декабря подводная лодка "М-78" обнаружила оборонительное минное заграждение противника на юго-восточных подходах к Ханко. Накануне, ночью, лодка заряжалась, держась к югу от своей позиции № 4. В 10.07 она погрузилась и двухузловым ходом пошла на позицию сначала курсом норд, а с 10.39 - норд-вест (см. схему). К счастью, около 11 часов лодка шла на глубине 18 м. В 11.05 командир лодки старший лейтенант Афонин услышал с правого борта шуршание, похожее на скольжение металлического троса по борту. Предполагая, что это минреп, командир приказал задраить отсеки и прислушиваться.

Через одну-полторы минуты шуршание повторилось. Командир приказал боцману уйти на глубину 30 м, а личному составу разобрать спасательные маски. Шорох повторился еще раз, после чего командир приказал повернуть вправо, считая, что лодка попала на минное заграждение. В 11.10 подводная лодка повернула на зюйд и затем благополучно вышла к середине Финского залива. В 13.10 лодка всплыла под рубку, донесла командованию об обнаружении мин в широте 59° 37' и долготе 23° 08', а затем вновь погрузилась и пошла на ост, чтобы удалиться из опасного района.

Получив это донесение, командование КБФ приказало перенести позицию № 4 на несколько миль к осту, а позицию № 5 - к весту.

Там, где лодка обнаружила 1 декабря мины, уже после войны было установлено наличие большого минного заграждения противника (см. схему).

О наличии другого минного заграждения мы узнали из сообщения правительства Финляндии, объявившего, что с 14 часов 4 декабря вход в Гельсинки закрыт для всех судов. Тем не менее, германский транспорт "Донау" свободно прошел в Гельсинки 2 декабря, а 5 декабря доставил оттуда в Таллинн нашего посла и сотрудников советского посольства в Финляндии.

Оглавление