Оглавление

Крейсер повернул и 15-узловым ходом пошел прямо на остров Руссарэ. В 10.49 по пеленгу 260° был замечен силуэт корабля, который был принят за броненосец береговой обороны. Тем не менее, подойдя к маяку Руссарэ на расстояние 110 каб., крейсер "Киров" в 10.53 лег на курс 240° и приготовился открыть огонь. Этот курс вел прямо на финское минное заграждение, которое было обнаружено позднее подводной лодкой "М-78".

В 10.54 батарея противника произвела первый залп, упавший перелетом. Крейсер увеличил ход до 24 узлов, лег на курс 210° и в 10.57 открыл огонь по батарее противника. Задержка с открытием огня произошла потому, что командно-дальномерный пункт и управляющий огнем не видели противника, несмотря на его огонь.

В 11.08, выпустив 35 снарядов, крейсер прекратил обстрела лег на курс 185°, а в 11.09 упал последний залп противника недолетом в 70-80 м за кормой.

За весь бой ни один снаряд противника не попал в наши корабли. Нашей стрельбой был вызван пожар на острове Руссарэ, но повредить батарею не удалось.

В результате этого боя удалось установить, что дальность огня батареи достигала 110 каб.

Неосторожная посылка крейсера "Киров" для обстрела батареи Руссарэ без тральщиков и самолетов-истребителей, а также без достаточного противолодочного охранения могла бы кончиться крупным повреждением единственного крейсера КБФ.

Отойдя от берега противника на 25 миль, крейсер "Киров" приступил к уборке параванного охранителя и с 12.25 до 13.24 на виду у противника стоял посреди залива без хода, так как при уборке было повреждено подъемное устройство. Таким образом, крейсер в течение часа подвергал себя опасности быть атакованным подводной лодкой противника. Два эскадренных миноносца, ходившие в это время вокруг корабля, не могли обеспечить его в полной мере от атак подводных лодок.

Убрав параванные охранители, отряд 20-узловым ходом пошел на вест переменными курсами. Вскоре после захода солнца было получено приказание идти в Лиепайю, и в это же время к весту от крейсера был обнаружен эстонский транспорт. В 18 часов после осмотра пустой эстонский транспорт был отпущен, а отряд дал ход и пошел в Лиепайю.

2 декабря ночью крейсер "Киров" и оба эскадренных миноносца стали на якорь в лиепайском аванпорте.

7. Действия подводных лодок и авиации на коммуникациях Финляндии в средней части Балтийского моря и в Аландском море.

Наблюдение за шведским флотом, разведка движения боевых кораблей и торговых судов противника и перерыв коммуникаций Финляндии с западными странами в средней части Балтийского моря и в Аландском мире в основном были возложены на 1-ю и 2-ю бригады подводных лодок и на 10-ю авиационную бригаду.

Метеорологические условия позволили самолетам "МБР-2" 10-й авиационной бригады произвести разведку всего района средней части Балтийского моря только 1 и 4 декабря.

За это время самолетам удалось обнаружить усиленное движение транспортов только к северо-западу от острова Аланд и к северу от острова Гогланд. Из военных кораблей лишь 1 декабря в 15 милях к востоку от маяка Форе был обнаружен один сторожевой корабль (видимо, шведский), конвоировавший два транспорта, шедших курсом норд-вест.

Кроме того, 1 и 4 декабря в море были обнаружены наши подводные лодки "Л-1" и "Щ-310", находившиеся в это время в надводном положении.

После 4 декабря вновь наступила нелетная погода, и боевые действия 10-й авиационной бригады были прерваны на несколько дней.

KBFFin39029.jpg

Схема воздушной разведки 1 декабря 1939 г.

Оглавление

Hosted by uCoz