Оглавление

ПРОЩАНИЕ

11 октября. Когда "Карлсруэ" приблизился к месту, где нас ожидал "Асунсион"  сигнальщик доложил, что видит три парохода.  Его обругали за то, что он не умеет сосчитать даже до трёх; но он стоял на своём, и действительно, скоро мы увидели с мостика шесть мачт; а спустя некоторое время и сами пароходы. Один из них начал уходить полным ходом при нашем появлении, другие два остались спокойно стоять на месте. Одновременно с этим радиотелеграфист доложил, что "Асунсион"  просит помощи так как его преследует неприятельское судно. Таким образом, стало ясно, что уходящий от нас пароход и есть "Асунсион" . Мы его сейчас же успокоили, и он повернул обратно.

Тем временем "Карлсруэ" увеличил свой ход и скоро приблизился к двум другим пароходам. Один из них поднял свой флаг; это был "Фарн". Другой боязливо и медленно поднял флаг английский. Мы захохотали от неожиданности.

Капитан Любинус рассказал нам следующее: перед приходом "Карлсруэ" к месту рандеву подошел пароход под английским флагом. Любинус приказал поднять на "Фарне" тоже английский флаг. Англичанин поднял свои позывные -"Кондор" из Лондона, и спросил "Фарн" об имени и порте назначения, на что тот сразу ответил. Тогда между ними завязался, при помощи сигналов, длинный разговор: имеет ли "Фарн" сведения о войне, знает ли он что-либо об английских военных судах и т.д. В то время, когда разговор этот стал принимать уже нежелательный характер, появился на горизонте "Карлсруэ". Англичанин и "Асунсион"  приняли его за один из английских крейсеров, и последний обратился в бегство; британец же продолжал стоять спокойно..

"Фарн" тоже остался на месте, так как узнал нас сразу. Более удобного для нас захвата трудно было бы и желать.

"Кондор" был отвратительный с виду пароход, с ярко-зеленой трубой, но мы смотрели на него совсем другими глазами, после того как мы узнали, какой он вез груз, а именно: разный груз, много провизии, динамит и 150 тонн машинного масла. Он шел из Нью-Йорка в Чили. Капитан был предупрежден о наших действиях и был очень осторожен. Он сделал большой крюк на восток, обошел Вест-Индские острова и старательно избегал обычных путей пароходов. Видимо, ему не везло, если после этого он всё-таки попался.

Особенно ценным было нам машинное масло, которое мы могли великолепно употреблять, как топливо. Большое количество имевшейся у него провизии было тоже нам кстати, так как запасы, как нашей провизии, так и бывшей на вспомогательных судах, приходили к концу. Динамитные патроны подоспели вовремя на замену наших подрывных патронов, которые мы в очень большом количестве расходовали при потоплении пароходов и которых у нас оставалось уже немного.

Мы сейчас же приступили к перегрузке захваченного парохода при помощи всех имевшихся в нашем распоряжении шлюпок. Это оказалось много труднее и медленнее, чем мы думали, так как бочки с маслом находились под другими грузами и их пришлось убирать в сторону. Между прочим, в числе груза находилось много зеркальных стекол для магазинов; но к счастью мы не были обязаны обращаться с ними с должной осторожностью, иначе перегрузке не было бы конца. "Крефельд" был осчастливлен посадкой на него команды также и этого парохода. В числе последней находилось пять немцев, которых мы взяли к себе.

12/13 октября. Перегрузка парохода длилась еще два дня.
После того, как "Крефельд" был еще раз обильно снабжен провизией, окончательный день его ухода был назначен на 13 октября. После полудня к нам приехал помощник капитана в качестве депутата от капитанов и команды английских пароходов. Он благодарил нашего командира от их имени за хорошее и внимательное с ними обращение, как со стороны крейсера, так и вспомогательных судов. Капитаны намеревались сообщить об этом своему правительству.

В 16 часов "Крефельд" получил разрешение идти в Санта-Круц на Тенерифе, куда он должен был прийти не раньше 22 октября. Он поднял по случаю ухода огромный флаг и обошел вокруг "Карлсруэ" и всех пароходов. У нас была вызвана наверх музыка и играла, как это принято при прощании немецких моряков, старую немецкую песенку: "Да, я должен уехать в город". Пароход медленно уходил, пробывши с нами неразлучно около шести недель, в течении которых он разделял с нами и радость и горе. Он взял с собой почту, и наши родные могли получить от нас теперь первую весточку после двухмесячного молчания.

В 22 часа была, наконец, окончена перегрузка машинного масла с "Кондора". Груз динамита не позволял нам произвести взрыв парохода. Мы должны были ограничиться тем, что открыли все кингстоны и разбили бортовые иллюминаторы, что значительно ускорило его потопление.
При каждой волне значительное количество воды вливалось через иллюминаторы, пока, наконец, они все не оказались под водой, тогда через несколько минут пароход пошел ко дну.

"Рио-Негро" должен был присутствовать при его конце. "Карлсруэ" же вместе с "Фарном" ушел на угольную погрузку.

14 октября. На походе мы устроили испытание производительности горения машинных масел и керосина. Результаты оказались вполне удовлетворительными.

Оглавление

Hosted by uCoz