Оглавление

15/16 октября. Еще никогда, с самого начала войны "Карлсруэ" не был в таком изобилии снабжен топливом, как 16 октября, после того как окончили угольную погрузку и двинулись на ловлю добычи. Мы имели 180 тонн жидкого топлива и 1500 тонн угля, из них 1100 тонн лучшего кардифа.

Весь этот материал мы взяли с наших призов. Запасы, которые нам привезли маши пароходы, были чуть тронуты.

17 октября. Когда мы сегодня днем сошлись с "'Рио Негро", капитан его нам рассказал, что на "Кондоре" минут через 10 после того, как он утонул, произошли два очень сильных взрыва. Пароход должен был к этому времени погрузиться уже на порядочную глубину. Хотя "Рио-Негро" находился уже в нескольких милях от места гибели парохода, но сотрясение было так сильно, что компасная картушка соскочила со своей шпильки.

Вскоре мы встретили также "Асунсьон", которому удалось перехватить удивительно радостное известие о взятии крепости Антверпена. Это был тяжелый удар для англичан, которые так много писали в своих газетах о невозможности его взять, что теперь им было бы уже неудобно писать о незначительности этого события. Хотя, как мы потом узнали, они все-таки это писали.

18 октября. Только что мы успели прийти на наше старое место севернее острова Фернандо-Норонья, как сигнальщики доложили о приближающемся пароходе. Час спустя мы были уже рядом.

Это был английский пароход "Глантон" из Лондона. "3700 тонн угля из Кардифа в Монтевидео для фирмы "Вильсон и Сын", команда - англичане", сообщил ном семафор призового офицера. "Пароход будет уничтожен, приготовить его к потоплению", гласил немедленный ответ нашего командира. Мы, пока что, не нуждались в угле и не имели лишних людей, чтобы его обратить в вспомогательное судно.

"Рио-Негро" заменил теперь "Крефельда" и взял к себе команду и провизию с приза.

Когда "Глантон" последний раз показался над водой и ушел навсегда, было доложено снова о пароходе, за которым мы погнались, но он оказался голландским, по имени "Заанланд" из Амстердама. Мы не имели оснований не верить ого показаниям и внешнему виду, поэтому позволили следовать далее (и его не останавливали). Таким же образом, мы поступили и с итальянским пароходом, который прошел мимо нас поздно вечером.

19/22 октября. Хотя в первый день этого периода мы встретили целых три парохода, но зато следующие три дня мы никого не видели. Мы стояли вместе с "Рио-Негро" с застопоренными машинами и напрасно утомляли глаза напряженным наблюдением.

22 октября мы праздновали день рождения императрицы по обычному воскресному расписанию После короткого богослужения командир сказал речь команде. Он напомнил, как императрица, стоя во главе Красного Креста, показывала пример всем немецким женщинам, и. как истинная немка, принесла Отечеству шесть сыновей и зятя, которые все участвовали в военных действиях. После его речи команда прокричала три реза восторженное и громкое ура в честь императрицы и всей императорской фамилии.

Сегодня сведения о наших действиях пошли с Тенерифы домой и по всему свету. Каждый считал своим долгом напомнить об этом другим.

Целый день мы ожидали, что поймаем кого-нибудь, чтобы ознаменовать день рождения императрицы, Когда после 22 часов мы увидели, наконец, огни какого-то парохода, то были уверены, что наша надежда, хоть в последнюю минуту, да исполнилась. Оказалось, однако, что это был шведский пароход "Антлант" из Готенбурга, который шел на юг. Мы должны были его пропустить (и не задерживали его).

23 октября. Сегодняшний день принес нам в вознаграждение за вчерашнюю напрасную погоню английский пароход "Хурстдель" из Ливерпуля с 4600 тонн маиса из Розарио в Бристоль. Он причинил нам немного хлопот. Когда он был уже наполовину под водой, было доложено еще о пароходе, который опять-таки оказался шведским, по имени "Анни Джонсон" из Готенбурга. Мы его задержали, но тотчас же отпустили.

24 октября. Вследствие прибытия в Тенерифу английских команд захваченных нами призов, наша деятельность в этой северо-восточной части Южной Америки, а также способ наполнения нами угля и ведение наших операций должны были сделаться известными англичанам. Поэтому мы должны были считаться с тем, что в ближайшие дни они будут старательно обыскивать район, в котором мы кружились с 1 сентября.

И действительно после долгого перерыва, мы сегодня в первый раз опять узнали по телеграфу о непосредственной близости английских военных судов.

Когда мы шли от Вест-Индии на юг, то уже тогда командиру пришла идея, начать беспокоить многочисленные английские и французские колонии на Малых Антильских островах, и он в подробностях выработал план набега на французский остров Барбадос. Но в то время пришлось эту мысль отложить так как наше снабжение углем не вполне было обеспечено. Теперь же можно было вновь вернуться к этим планам. Все мы были этому страшно рады.

Помимо вероятности, что англичане чрезвычайно усилят наблюдение за районом наших недавних действий, расчеты на поимку неприятельских пароходов становились все меньше и меньше. Опыт последнего месяца показал, что английские пароходы все реже и реже шли по ранее принятому пути и делали большие или меньшие уклонения в сторону, Зато число встречаемых нами нейтральных пароходов значительно возросло.

Командир пришел к решению оставить этот район на некоторое время, пока движение снова не успокоится и не сделается нормальным, а зато внезапно появиться в Вест-Индии, чтобы начать вышеупомянутые набеги.

25 октября. Мы собрали к себе все наши пароходы: "Рио-Негро", "Асунсион", "Фарн" и "Индрани", и каждый из них получил точную инструкцию на ближайшие дни. Затем их отпустили следовать по назначению, за исключением "Фарна", который должен был идти с нами на северо-запад, чтобы мы могли пополнять с него наш угольный запас.

ВАНДИК

26 октября. Мы уже удалились на порядочное расстояние от излюбленного пароходами пути в Южную Америку, когда сегодня утром, к нашему величайшему удивлению, было доложено о пароходе в юго-восточном от нас направлении, курсом на север. Видные издалека высокие белые надстройки показывали, что это был большой пассажирский пароход. По цвету трубы мы заключили, что он принадлежит обществу "Лампорт и Хольт". В 11 часов пароход был задержан. Это был "Вандик" - третий по величине пароход этого общества, более 10.000 тонн водоизмещения, построенный только три года тому назад

Таким образом, лучшая наша добыча попалась нам совершенно неожиданно. Кроме 210 пассажиров, из них 112 1-го и 2-го классов, по большей части североамериканцев, на пароходе находилось 130 мешков с почтой, 2500 долларов принадлежавших пароходному обществу, порядочное количество разного груза и около 100 тонн мороженного мяса. Он шел из Буэнос-Айреса и направлялся через Тринидад и Барбадос в Нью-Йорк.

"Бристоль" предупредил его, что надо нас остерегаться. Капитан шел с большой осторожностью - ночью с закрытыми огнями и целую неделю не пользовался своим радиотелеграфом. Поэтому он крайне удивился, когда ему призовой офицер с серьезной миной заявил, что мы его ждали со вчерашнего дня.

Капитан был старый человек, и неудача совершенно его обескуражила. Мы имели обыкновение предоставлять команде захваченных пароходов выбор или перебираться на "Карлсруэ" в качестве военнопленных, или дать нам письменное обязательство, что они в продолжение войны не будут принимать участие в военных действиях ни против нас, ни против наших союзников. В последнем случае они будут при первой возможности отпущены на свободу. До этого времени все англичане, ни минуты не задумывались, давали подписку.

Оглавление