Оглавление

ГИБЕЛЬ КРЕЙСЕРА ФЛОТА США СА-35 «INDIANAPOLIS»

Воспоминания старшего медицинского офицера крейсера капитана в запасе Льюиса Хайнеса (Senior medical officer САРТ Lewis L. Haynes, MC (Medical Corps) (Ret.) Источник: Haynes, Lewis L. «Survivor of the Indianapolis» (Выживший с «Индианаполиса») журнал «Navy Medicine», №4 (Jul.-Aug. 1995): 13-17.

После того, как наш ремонт был закончен, мы считали, что продолжим наш поход вдоль побережья с целью испытания машин после выхода из ремонта. Но вместо этого 15 июля нам приказали идти в Сан-Франциско, чтобы забрать некий груз. Когда мы прибыли, я был удивлен, что на верфи (Navy Yard) практически не было никаких других кораблей. Мы ошвартовались в бассейне, и вскоре подъехали два больших грузовика. С кузова одного из них мы сняли краном большой контейнер и загрузили его в ангар левого борта. Позже я узнал, что это были составные части атомной бомбы. На другом грузовике прибыло множество людей. В их числе были два армейских офицера (Army officers) - капитан Нолан (Capt. James F. Nolan) и майор Фурман (Maj. Robert R. Furman). Позже мне стало известно, что Нолан был медицинским работником. Я не уверен, но предполагаю, что его обязанностью была проверка радиационного излучения. Эти офицеры принесли на борт емкость примерно трех или четырех футов высоты. Они доставили ее в каюту адмирала Спрюэнса (Adm. Spruance), где ее вскоре приварили к палубе. Как я уже говорил, лишь много позже я узнал, что в этой емкости находились ядерные компоненты для бомбы, а контейнер в ангаре содержал устройство для активизации бомбы. И эта вещь находилась приваренной к палубе совсем недалеко от моей каюты в течение 10 дней!

LossCA35046.jpg

Крейсер «Indianapolis» на одной из тихоокеанских баз. Примерно май октябрь 1944 года. (Фото из собрания U.S. Naval Historical Center).

Когда утром 16 июля мы готовились к выходу в море, командир капитан 1-го ранга МакВей (Captain McVay) сообщил офицерам корабля о предстоящем походе следующее: «Я не могу сообщить вам, какова цель нашего похода. Я сам не посвящен в это достаточно полно. Но мне сказали, что каждый день нашего похода намного приближает день окончания всей войны». Затем он добавил, что каждый член экипажа может отказаться от похода, но он должен максимально быстро покинуть корабль. Мы могли только гадать и строить предположения относительно таинственного груза нашего корабля.

После дозаправки топливом в необычно тихой гавани Пирл-Харбора, мы сделали быстрый переход до Тиниана. Скорость была выбрана наибольшей в экономичном режиме - это соответствовало 25-26 узлам. Во время похода экипаж находился в повышенной готовности - вахта велась «четыре через четыре» (4 hours on and 4 hours off), то есть на 4 служебных часа приходилось только 4 часа отдыха. Такой режим был равносилен участию в боевой операции. Весь переход от Сан-Франциско до Тиниана был совершен всего за десять дней.

LossCA35047.jpg

Июль 1942 года. Афро-американцы из состава обслуживающего персонала экипажа крейсера. По боевому расписанию они входили в прислугу корабельных орудий. Второй офицер справа командир крейсера капитан 1-го ранга Хансон (Commanding Officer, Captain E. W. Hanson), рядом - старший команды Хенри (Steward William Henry). У части людей старые каски образца Первой мировой войны, у большинства новые шлемы типа М-1. (Фото Official U.S. Navy Photograph, сейчас в собрании National Archives).

Оглавление