Оглавление

Hashimoto привел два известных ему случая, в которых американские подводные лодки были потоплены японскими лодками. Первый из них имел место в начале 1942 года, когда I-26 или I-27 совершила удачную атаку между Гавайями и Сан-Франциско (американская сторона не подтверждает этого - никакая союзническая субмарина не была потоплена в этом районе). Второй случай, известный ему, это потопление американской подводной лодки японской I-176 в районе Соломоновых островов в 1943 году (американцы подтверждают гибель в этом месте USS «Corvina», потопленной 16 ноября 1943 к югу от островов Truk). Кроме того, по его словам британская или голландская субмарина была потоплена японской субмариной I-165 или I-166 недалеко от Сингапура в начале 1942 года (никакая союзническая субмарина в начале 1942 в этом районе потоплена не была).

Hashimoto неодобрительно высказывался относительно общей стратегии Имперского Японского Флота в отношении использования собственных подводных лодок. Несмотря на то, что она носила наступательный характер, фактически подводникам зачастую приходилось исполнять неблагоразумные распоряжения, связанные с огромным риском для подводных лодок и приводящие к тяжелым и невосполнимым потерям.

Вопросы, представленные на допроса отделом исследования оперативной деятельности флота (Questions Submitted by Operational Research Group)

I. Организация и тактическое использование японских подводных сил.

Вопрос: Каковы были основные задачи японских подводных сил? Они использовались исключительно для разведки и задач обеспечения, или они были нацелены прежде всего для нападения на американские боевые соединения флота? Имели ли место патрульные выходы в море с целью уничтожения американских подводных лодок.

Ответ: Обычно около половины наличных боеготовых японских подводных лодок использовались для обеспечения проводимых операций, разведки, а также предварительных атак соединений противника для уравнивания их с собственными, в случае если неравенство не в пользу японского флота. Общая стратегия использования японских подводных сил заключалась прежде всего в действиях против боевых соединений противника. Торговые суда рассматривались исключительно как цели второй очереди. Только в одном случае две японские подводные лодки были специально направлены в море для поиска и потопления американских субмарин, однако усилия оказались безуспешны. Больше командирам подводных лодок подводные задачи не ставились.

II.  Вопрос: Каково было служебное взаимодействие между командованиями подводных сил и противолодочной обороны? Какие методы распознавания использовались, чтобы предотвратить атаки противолодочными силами собственных подводных лодок? Какие специальные меры были предприняты, чтобы японские подводные лодки могли взаимодействовать с другими средствами флота и призывать свои противолодочные силы (например, самолеты) для атаки обнаруженных подводных лодок противника?

Ответ: Взаимодействия между подводными силами и силами противолодочной обороны в японском флоте практически не существовало. Это доказывается случаем потопления японской подводной лодки собственным самолетом. Единственный вид взаимодействия заключался в уведомлении сил охраны баз о времени, скорости и районе прохождения подводной лодки. И, тем не менее, несмотря на обычно очень плохое взаимодействие между флотом и подводными лодками, потопление британских HMS «Prince of Wales» и «Repulse» было результатом объединенных действий подводных лодок и авиации. При этом подводные лодки обнаружили силы противника и навели на цель самолеты.

III.  Тактика, используемая при патрулировании. Вопрос: Какие районы патрулировались? Подводные лодки вели патрулирование в надводном положении или погружались? Какие особенности тактического использования применялись при этом? Насколько широко применялось радиолокационное наблюдение? В том числе для наблюдения за водной поверхностью и воздушной обстановкой? Насколько эффективно оказалось радиолокационное наблюдение?

Ответ: Обычно японским субмаринам рекомендовалось днем погружаться. Но ночью они были вынуждены всплывать. Правда, командирам предоставлялись широкие полномочия в решении этого вопроса и возможность действовать по обстановке. В начале войны район патрулирования составлял в среднем от 20 до 30 миль от центральной точки. Но тяжелые потери в составе подводных сил заставили постепенно расширить районы патрулирования в среднем до 200 или 300 миль. Зачастую в опасных (в противолодочном отношении) районах из-за чрезмерного риска командиры подводных лодок отступали от предписанных приказом условий и действовали по своему усмотрению. Никакой отработанной опытом тактики (как это было в немецком флоте) не использовалось. Обычно японские подводные лодки просто следовали зигзагообразным ходом по определенному маршруту.

В отношении радара можно сказать, что в Японии имелось много противников использования этого устройства. Многие военно-морские чины не верили в его эффективность. Однако сам Hashimoto широко его использовал при обследовании водной поверхности. Наблюдение за воздушной обстановкой также использовалось им, но в меньших масштабах.

LossCA35065.jpg

Японская подводная лодка «1-58» Военно-морская база в Сасебо. 28 января 1946 года. (Из коллекции US Marine Corps)

«I-58», 2140-тонная подводная лодка типа «В (3)» японского императорского флота, была построена на верфи в Yokosuka, в Японии. Лодка вступила в строй в сентябре 1944 года, но уже в 1945 году она была переоборудована с целью несения на борту специальных человеко-торпед типа «Kaiten». 30 июля 1945, во время патрулирования между Марианскими и Филиппинскими островами, она атаковала и потопила обычными торпедами тяжелый крейсер «Indianapolis». После капитуляции Японии субмарина «I-58» был передана американскому флоту как военный трофей и по решению специальной комиссии 1 апреля 1946 года была затоплена в районе острова Goto вблизи Японии.

Оглавление