Оглавление

11. Вопрос: Если нет (см. вопрос #10), то насколько ниже корпуса произошел взрыв? Можете ли вы судить об этом по самим взрывам?

Ответ: Нет ответа.

12.  Вопрос: Насколько вы можете быть уверенным по наблюдениям в перископ, чтобы утверждать, где взорвались торпеды - у ближнего или дальнего борта корабля. Если есть какая-либо уверенность, укажите, где они взорвались?

Ответ: Да, торпеды взорвались у ближнего борта судна (то есть, обращенного к лодке).

13.  Вопрос: Как вы оцениваете углубление U.S.S. «Indianapolis»?

Ответ: 7 метров. Hashimoto полагал, что его целью был линейный корабль старого проекта (old-style BB).

14.   Вопрос: Если детонаторы в торпедах против «Indianapolis» не сработали по принципу магнитного включения, то какой принцип сработал (акустический, электромагнитный, электрический)?

Ответ: Это был взрыватель комбинированного действия — магнитного и ударного.

15.  Вопрос: Сколько специальных бункеров имелось в торпеде для установки в них взрывателей различного вида? Где они были расположены?

Ответ: Там было два бункера - для магнитного взрывателя в носовой части торпеды и для ударного взрывателя на острие торпеды. Ударный детонатор, насколько знал Hashimoto, был инерциального (маятникового) типа.

16.  Вопрос: Требовали ли взрыватели торпед, использованные против «Indianapolis», какого-либо специального обслуживания на борту субмарины? И какого, если да?

Ответ: Не требовалось никакого обслуживания (кроме эксплуатационных установок, обычных для торпед).

17.  Вопрос: Взрыватели требовали какого-либо обслуживания после возвращения субмарины с патрулирования?

Ответ: Вероятно.

18.  Вопрос: вы имели на борту торпеды, снабженные взрывателями иного типа? Если да, почему Вы не использовали их?

Ответ: Не имелось никаких торпед с другими типами взрывателей. Все были только с комбинированным магнитно-ударным. За исключением KAITENS, которые имели только ударные взрыватели.

19.  Вопрос: Ваши торпеды когда-либо имели устройства любого типа для управления торпед на ходу или подрыва их в определенный момент, в том числе буксируемые?

Ответ: Hashimoto никогда не использовал такие устройства, но слышал о их существовании и был знаком с ними.

20.  Вопрос: Вы обдумывали эффективность дистанционного управления торпедами? Если нет, то почему?

Ответ: Hashimoto считает, что такие устройства имеют отрицательную эффективность.

21.  Вопрос: Вы когда-либо имели трудности с торпедами, взрывающимися прежде, чем они достигли цели? Какие детонаторы при этом использовались?

Ответ: И магнитные, и ударные взрыватели имели такие дефекты. Причина этого не была выявлена достаточно точно, но было точно установлено, что магнитные взрыватели были менее эффективны при умеренном волнении.

22.  Вопрос: Вы имели какие-либо инструкции относительно минимально-безопасной глубины для взрыва торпед со специальными детонаторами? Какие это были инструкции? Какова была минимальная безопасная глубина?

Ответ: Минимальная безопасная глубина был 1,5 метра.

23.  Вопрос: Вы имели трудности с торпедами, выскакивающими из воды во время хода при умеренном волнении и взрывающимися преждевременно?

Ответ: Hashimoto утверждает, что он сталкивался с незначительными затруднениями с торпедами, оголяющимися в воде (см. ответ #21).

24.  Вопрос: Каковы были специальные установки для успешного взрыва торпеды с магнитным взрывателем? Что было необходимо знать и устанавливать - размер судна-цели, конструктивный материал корпуса, ходовые данные судна-цели (курс, скорость, направление), широта акции и т.д.?

Ответ: Не было никаких специальных инструкций в отношении направления цели или широты, но установка глубины хода торпеды требовалась больше.

25.  Вопрос: Из какого материала сделана боеголовка торпеды.

Ответ: Вероятно, сталь.

26.  Вопрос: Насколько далек должен быть путь торпеды до включения детонатора? Является ли это расстояние одинаковым для всех типов детонаторов? Объяснить.

Ответ: Торпеда должна была пройти от 300 до 500 метров. Hashimoto не помнит точную информацию относительно этого предмета.

27.  Вопрос: Была ли необходимость останавливать винты субмарины перед выстрелом или немедленно после выхода торпеды при использовании специальных детонаторов? (Имелась в виду, возможность срабатывания взрывателя на магнитное или иные поля собственной лодки.)

Ответ: Останавливать винты не было необходимости.

28.  Вопрос: Как долго эксплуатировался магнитный детонатор, используемый против «Indianapolis»?

Ответ: Он был в использовании с середины 1944 года.

29.  Вопрос: Где был изготовлен взрыватель?

Ответ: Он был изготовлен в Куре.

30. Вопрос: Влиял ли шум судов на использование взрывателя?

Ответ: Шум судов не влиял на его действие.

31.  Вопрос: В каких-либо других условиях использовался бы магнитный или какой-либо иной неконтактный взрыватель?

Ответ: Магнитный взрыватель не использовался бы при бурном состоянии моря.

32.  Вопрос: Был ли у вас в использовании какой-либо иной тип неконтактного взрывателя? Опишите существенные особенности каждого типа.

Ответ: Имелся не более, чем один тип неконтактного взрывателя, то есть магнитный.

33.  Вопрос: В каких условиях вы выбрали бы неконтактный детонатор? И в каких условиях выбор пал бы на контактный.

Ответ: Контактные детонаторы вообще предпочитались при умеренном волнении, из-за возможности преждевременного взрыва при использовании в этих условиях магнитного взрывателя. Субмарины обычно брали одинаковое количество каждого вида торпедных взрывателей (по половине от общего количества). Многие командиры подводных лодок испытывали недоверие к неконтактным взрывателям и предпочитали использовать контактный взрыватель почти во всех случаях.

LossCA35067.jpg

Носовой торпедный отсек японской подводной лодки «I-58». На фоне крышек торпедных аппаратов три члена экипажа субмарины. Фото сделано в Сасебо 28 января 1946 года. (Из коллекции US Marine Corps)

Оглавление