НА «ТЕННЕССИ»
Рапорты переживших нападение на Пирл-Харбор.
("Reports by Survivors of Pearl Harbor Attack" Source: Wai I in, Homer N. Pearl Harbor: Why, How, Fleet Salvage and Final Appraisal. (Washington DC: Government Printing Office, 1968): 297-327.
Старший офицер линейного корабля "Tennessee" капитан 3-го ранга Кэмпбелл (Commander Colin Campbell, Executive Officer) сообщил следующее:
"Утром в 08.00 в воскресенье 7 декабря 1941 года я был в увольнении и находился дома в Waikiki (Honolulu, Т. Н.). Приблизительно в это время я услышал гул и догадался, что это стрельба орудий. Первоначально я подумал, что это учебная стрельба, но вскоре по радио передали, что военная гавань атакована японскими самолетами и что весь личный состав должен немедленно прибыть на корабли и боевые посты. Я на автомобиле немедленно поехал к гавани, но скопление на дорогах было такое, что на набережную я смог добраться приблизительно в 09.15. Я отправился к причалу клуба офицеров (Officer's Club Landing). Бомбардировка с самолетов еще продолжалась. Я, наконец, на катере смог отправиться на корабль. "Tennessee" был ошвартован у стоянки F-6 с внутреннего борта линкора "West Virginia". В это время линкор "West Virginia" уже осел на дно и был весь в пожарах. "Arizona" находился в 75 футах за кормой "Tennessee", тоже затонул и сильно горел. Вокруг него на воде полыхала нефть. Я высадился на берег острова Форд и приблизительно в 09.40 по трубопроводу перебрался на причал, а с него на корабль. Я прибыл на сигнальный мостик и вступил в командование кораблем до прибытия капитана приблизительно в 10.00. Капитан-лейтенант Адамс-младший (Lieutenant Commander J. W. Adams, Jr.), старший вахтенной службы (Department duty), выполнял обязанности и находился на сигнальном мостике.
Корма "Tennessee" была охвачена огнем. Пожары бушевали на "Arizona" и "West Virginia", угрожая этим и нашему кораблю. Офицеры на мостике "West Virginia" информировали меня, что кормовые погреба затоплены и принимаются меры для затопления носовых погребав. Однако из-за затопления второй палубы доступ к ним сильно затруднен, и они не уверены, что затопление произведено. Я ответил им, что затопить погреба необходимо любой ценой, так как "Tennessee" практически не поврежден и должен быть сохранен в любом случае.
Когда прибыл командир он приказал мне идти на корму, принять там командование, следить за горением нефти на воде и управлять борьбой с пожарами. Я прибыл на квартердек и почти непрерывно находился там, занимаясь противопожарными мероприятиями, вплоть до вечера 9 декабря, когда пожары на "Arizona" наконец были потушены командой и помогавшими ей буксирами верфи.
Пожары на корме "Tennessee" фактически были взяты под контроль примерно к 10.30 утра в воскресенье, но продолжали вспыхивать спорадически и в следующую пару дней из-за интенсивного горения на воде нефти, прибиваемой волнами от "Arizona". В это время были провернуты на передний ход винты линкора, что эффективно вымывало горящую нефть из-под кормы. Также отбивали горящую нефть от борта струями воды из брандспойтов. Поскольку "Tennessee" был сжат между причалом и затонувшим "West Virginia", он не мог дать ход и отойти. Из-за этого он находился в постоянной опасности, пока не были потушены пожары на "Arizona".
Считаю, что поведение всех офицеров и матросов было примером храбрости и хладнокровия. Поведение всех моряков экипажа было превосходно, и я горжусь каждым из них. Не могу, однако, не отметить выдающееся поведение артиллерийского офицера капитан-лейтенанта Адамса (Lieutenant Commander J. W. Adams, Jr., gunnery officer), а также главного боцмана Адкинса (Chief Boatswain I. W. Adkins), которые руководили аварийными пожарными партиями, и чей пример и героическое поведение помогли спасти корабль".
ЛИНЕЙНЫЕ КОРАБЛИ ВВ-37 «OKLAHOMA» И ВВ-46 «MARYLAND»
Линейный корабль ВВ-37 "Oklahoma", 27.500-тонный линкор типа "Nevada", был построен в Камдене в Нью-Джерси. Линкор был принят флотом в мае 1916 года и следующие 5 лет служил в Атлантическом флоте, в середине 1918 года корабль был отправлен в Европу для помощи в охране конвоев. В конце этого же года и в июне 1919 года линкор сопровождал плавания президента Вильсона во время его визитов во Францию. В 1921 году линкор был отправлен в Тихий океан и при этом посетил порты западного побережья Южной Америки. В составе линейной эскадры "Oklahoma" участвовал в большинстве учений и маневров флота, в середине 1925 года с другими кораблями совершил плавание к берегам Австралии и Новой Зеландии. Летом 1927 года совершил плавание с гардемаринами военно-морской Академии на борту в их ежегодном переходе с восточного на западное побережье. В 1927-1929 годах линкор прошел модернизацию и усиление вооружения на военно-морской верфи в Филадельфии. Это значительно повысило его боевую ценность. После кратковременной службы в составе Разведывательного флота (Scouting Fleet), он в середине 1930 года вернулся на Тихий океан в состав эскадры. В июле 1936 года линкор был послан к берегам Европы для помощи эвакуации американских граждан из воевавшей Испании. В конце года он вернулся в Тихий океан.
В 1940 году "Oklahoma", вместе с другими кораблями флота, был перебазирован от западного побережья в Пирл-Харбор. 7 декабря 1941 года корабль стоял рядом с линкором "Maryland" и во время нападения японской авиации был поражен в левый борт большим числом (до девяти) авиационных торпед типа "91". Борт линкора получил множество огромных пробоин и фактически был открыт на протяжении примерно 250 футов от первой до третьей башни, и из-за сильного крена он перевернулся и затонул на месте стоянки в течение меньше чем 20 минут. Часть правого борта, днища и лопасти винта остались выше поверхности воды. С кораблем погибли более 400 человек. 32 моряка были спасены из перевернувшегося корпуса во время спасательных работ, проводившихся в течение двух дней после боя. В течение 1943 года на линкоре велись спасательные работы. Корпус был перевернут на ровный киль, была произведена заделка пробоин. Корабль был поднят в конце 1943 года и заведен в сухой док. Так как восстановление довольно таки старого линкора было признано нецелесообразным, велись только демонтажные работы, а также временные работы по заделке пробоин с целью его буксирования на западное побережье. В сентябре 1944 года он был официально исключен из списков флота. В декабре 1946 года его продали на слом. Но во время буксировки от Гавайских островов в Калифорнию, корабль в мае 1947 года затонул от поступления воды.