Оглавление

Рапорт о нападении на Пирл-Харбор и гибели линкора "Oklahoma"

Военно-морская верфь Пирл-Харбор, Оаху, 18 декабря 1941 года

(U.S. Navy Yard Pearl Harbor, Т.Н., December 18, 1941).

От: Командир корабля (Commanding Officer, U.S.S. Oklahoma)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет...
Ссыпки...
Вложения....

В соответствии с инструкциями, содержащимися в ссылке (а) распоряжения командующего, представлено следующее сообщение о действиях 7 декабря 1941 г.:

1.  Данный рапорт является сопоставлением сообщений и заявлений моряков личного состава линкора "Oklahoma", находившихся в наиболее удачных местах для интерпретации последовательности событий нападения японской авиации на линкор "Oklahoma" и другие корабли флота, начавшегося приблизительно в 07.50 утра 7 декабря 1941 года. Первым признаком нападения стал взрыв бомб, сброшенных с низкой высоты (100-150 футов) на юго-западный ангар аэродрома острова Форд. Почти одновременно линкор был поражен в течение нескольких минут тремя торпедами в левый борт в районах 25-го, 35-40-го и 115-го шпангоутов. Эти торпеды были уверенно наблюдаемы и свидетели видели их движение в воде к линкору. Линкор стал крениться на левый борт немедленно после первого попадания. После третьего уверенно виденного попадания крен достиг 45 градусов. С некоторой уверенностью можно утверждать, что кроме этих трех попаданий в корабль ударили еще две или три торпеды. Следствием взрывов стало вытекание большого количества топлива, которое заплескивало на конструкции корабля при его затоплении. Корабль продолжал быстро крениться и через 8-10 минут угол крена составлял примерно 135 градусов.

2.  С первым сообщением о нападении немедленно была объявлена тревога на зенитные батареи о воздушном нападении и сразу же объявлен общий сбор по аварийному расписанию (general quarters). Прислуга зенитных орудий была готова открыть огонь буквально через несколько минут, но уже и в это время для стрельбы появились большие трудности из-за быстро растущего крена и заплескивания воды и нефти на погружающиеся палубы. Стрельбу успел открыть один автомат на левом борту, но уже вскоре он замолчал, залитый водяным столбом от близкого взрыва первой попавшей в корабль торпеды.

3.  Из-за опрокидывания и фактически полного затопления корабля невозможно определить степень повреждений и конкретные детали нанесенного ущерба.

4.  Немедленно после опрокидывания корабля были предприняты действия по спасению оставшегося внутри личного состава и пригодной к использованию материальной части. Аварийные партии смогли спасти 32 человека. Действия этих групп подробно описаны во вложении (b).

5.  Далее - сведения о наличии и потерях личного состава линкора "Oklahoma", датированное по состоянию на 15 декабря 1941 года.

На корабле находились: офицеры - 82 человека; команда (Ship's Company (USN) - 1179 человек; летный состав (Aviation Unit) - 15 человек; морская пехота (Marine Detachment) - 77 человек; ИТОГО - 1353 человека.

Невредимы: 59 офицеров и 840 членов команды (всего 899 человек).

Ранены: 2 офицера и 24 члена команды (всего 26 человек).

Известны погибшими: 22 члена команды (всего 22 человека).

Пропали по неизвестными причинам (считаются погибшими): 21 офицер и 385 членов команды (всего 406 человек)

Итого: 82 офицера и 1271 члена команды (1353 человека).

6. Поведение всего личного состава линкора "Oklahoma" было самоотверженно и превосходно в течение боя, последующей эвакуации, спасательных работ и других непредвиденных действиях после этого. Весь персонал по тревоги занял свои боевые посты и спокойно и хладнокровно выполнял свои обязанности с максимальной отдачей. Примерно 60 человек после опрокидывания линкора перебрались на "Maryland" и там по возможности помогали аварийным партиям и орудийной прислуге. Подробно эти действия и спасательные действия представлены в рапорте капитана-лейтенанта Хобби (Lieutenant Commander William H. Hobby, USN), лично участвовавшего в спасательных действиях (см. вложение (b).

7.  То обстоятельство, что личный состав линкора был распределен среди различных команд и некоторое ограничение связи с ними и возможности подготовки рапортов, объясняет задержку подачи некоторых рапортов и докладных записок.

Подписано: H.D. BODE.

Рапорт о нападении на Пирл-Харбор и гибели линкора "Oklahoma"

Военно-морские склады боеприпасов, Оаху, 16 декабря 1941 года

(U.S. Naval Ammunition Depot, Oahu, Hawaii, December 16, 1941).

От: капитан 3-го ранга Кенворт (Commander Jesse L. KENWORTHY, JR. U.S.N.).
Для: капитан 1-го ранга Боде (Captain H.D. BODE, U.S.N.).
Предмет...
Ссылки...
Вложения....

1.  В воскресенье 7 декабря 1941 года линкор "Oklahoma" был ошвартован к наружному борту линкора "Maryland" своим правым бортом на стоянке F-6 гавани Пирл-Харбор. Приблизительно в 07.57 голосом сообщили, что слышна зенитная стрельба, сразу же сообщили, что это реальное нападение и приказ всем незанятым по боевому расписанию укрыться в защищенных помещениях. В это время я как раз начал спускаться по трапу правого борта из столовой, направляясь в свою рабочую рубку. После первого же сообщения и тревоги я бросился на верхнюю палубу по трапу правого борта, рассчитывая попасть в боевую рубку на свой боевой пост, в соответствии с расписанием боевой тревоги. Когда достиг верхней палубы, я почувствовал тяжелый удар и слышал громкий взрыв. Корабль немедленно начал крениться на левый борт.

2.  Нефть и вода от водяных столбов взрыва обрушились на палубу. Пока я добирался до шлюпочной палубы, почувствовал еще два взрыва у левого борта. В это время зазвучали звуки общего сбора по аварийной тревоге, команда стала занимать свои посты по расписанию "Zed" [водяная тревога, максимально возможная герметизация отсеков].

3.  Поскольку я все еще пытался добраться к боевой рубке, мне пришлось идти по палубам, скользким от нефти и воды. Я услышал еще один сильный взрыв с левого борта. К этому времени корабль уже имел крен 25-35 градусов на левый борт и продолжал крениться дальше. Было очевидно, что корабль скорее всего перевернется, и я стал подниматься на шлюпочную палубу к правому борту. Стали собираться также и люди, выбиравшиеся через люки из нижних помещений корабля, и от них стало известно, что корабль заполняется водой во многих местах внизу корабля.

4.  Когда я достиг правого борта, я встретил капитана-лейтенанта Хобби (Lieutenant Commander Hobby), 1-го лейтенанта (First Lieutenant), который согласился, что корабль спасти нельзя и нужно приложить максимум усилий для спасения как можно большего числа людей. В это время голосом был передан приказ для всего экипажа оставить корабль. Всем рекомендовали подниматься на правый борт и перебираться на стенку борта и днище, поскольку корабль переворачивался. В это время я услышал еще один взрыв у левого борта, и корабль стал переворачиваться намного быстрее. Люди стали перебираться на борт корабля к днищу. Многие заходили в воду, собираясь переплыть на линкор "Maryland".

5.  После того как стало невозможно оставаться на стенке правого борта, я прошел по выступу буля на днище. Корабль лег на дно. Над водой остались часть скулы правого борта, часть киля и лопасти винта правого борта. Две моторные шлюпки подплыли к килю и к валу гребного винта. Одна из шлюпок отправилась для спасения людей из воды. С шлюпки бросали в воду спасательные жакеты и постепенно подбирали людей с воды. После того как все, кто находился рядом, перебрались на корпус затонувшего линкора, я также перебрался в шлюпку и стал помогать вытаскивать из воды людей, которые находились на большем удалении. Когда подобрали всех, кого видели, мы перешли к лодочному причалу на острове Форд между линкорами "California" и "Maryland" и переправили раненных и нахлебавшихся воды на грузовиках в санчасть. После этого шлюпки отправились для снятия раненых с линкора "California" и других кораблей в линии. Люди на причале, которые не пострадали, были посланы для помощи в борьбе с горевшей на воде нефтью, скапливавшейся вокруг заправочного дока и у лодочных причалов.

6. Я тогда перешел с острова Форд на линкор "Maryland", где встретил капитана 1-го ранга Боде (Captain Bode) и других офицеров с линкора "Oklahoma". С ними я прибыл к штабу аэродрома острова Форд, откуда нас направили к складам военного снаряжения (naval ammunition depot) в западной бухте (West Loch).

7.  Во время того короткого периода боя, которому предшествовало опрокидывание линкора "Oklahoma", корабль подвергся атакам большого числа торпедоносцев, подлетевших с генерального направления от Merry Point. Далее корабль был подвергнут обстрелу и бомбежке с двух из шести высотных бомбардировщиков, приближающихся со стороны входа гавани. Они сбросили бомбы с высоты 10-12 тысяч футов, которые упали за кормой и не задели опрокинувшийся линкор. Точное число торпед, которые попали в корабль, назвать трудно, но их число можно оценить от пяти до семи, а район попаданий ограничить между 50-и и 115-м шпангоутами. Бомбовых попаданий, насколько известно, корабль не получил.

Оглавление