Мичман Роммель (Ensign H. F. Rommel).
"Первые бомбы посыпались с пикирующих бомбардировщиков на ангары аэродрома на острове Форд. Потом появились торпедоносцы. Они подлетели вдоль острова, один самолет пустил торпеду в корабль у пирса 1010. Торпеда попала е среднюю часть, и взрыв поднял вверх множество обломков разных размеров.
Я побежал на корму и услышал сообщение: "Крейсер только что потоплен. Это реальные бомбы и реальные торпеды. Прислуге - на зенитные батареи".
Наш корабль кренился медленно, но беспрерывно. Никаких команд о том, чтобы покидать судно, не было передано по переговорным устройствам. Я выбрался с корабля через открытый наружный люк, и был поднят людьми с моторного катера. Мы продолжали поднимать людей из воды. Это было нелегко - одежда пропиталась нефтью и была очень скользкой. Тех, кто был в одежде, вытаскивать было проще, прихватив их за рукава и плечи. Труднее было с теми, кто был без одежды. В качестве рекомендации желательно, чтобы люди были проинструктированы не снимать нательное белье перед тем, как покинуть корабль".
Мичман Догерти (Ensign J. M. Doherty).
"Когда прозвучала команда занять боевые посты по расписанию, я покинул стоповую младших офицеров и бросился на 3-ю палубу. Я спускался по трапу, и в это время услышал взрыв бомбы или торпеды. Я еще не успел добраться до рубки связи (Communications Office), когда в коридоре появилась нефть. Она выливалась из отверстия в районе 60-го шпангоута и перетекала в каюту А-122-Р. Мы не получили никакого времени, чтобы действовать по ситуации "Zed" ["Zed" или "Condition Zed" - сигнал к закрытию всех водонепроницаемых дверей и люков], и я предполагаю, что в первые пять минут корабль получил четыре или пять торпедных попаданий. Корабль сильно накренился на левый борт, и нефть стала затапливать 3-ю палубу между 5-й и 7-й минутами после первого попадания.
Передвижению людей сильно мешали койки, постельные принадлежности, разные обломки, перемешивающиеся с людьми, которые карабкались к трапу всевозможными способами, кто как мог. Трап на 2-ю палубу был сильно искорежен и загнут. А примерно после четвертого попадания погас свет. Я с большим трудом смог выбраться на 2-ю палубу на левый борт.
В качестве рекомендации, я думаю, что бортовые порты не должны закрываться, а оставаться открытыми для того, чтобы команда могла покинуть корабль. Все трапы в переходах нужно закреплять не только вверху, но и внизу, тогда при крене судна они не будут переворачиваться и закупоривать люки. Нужно иметь максимальное количество люков в каютах. Кроме того, корабли не должны укомплектовываться "обучающимися" людьми (people "training"), если находятся в опасных районах действия или базирования".
Специалист энергетики и живучести 1-го класса Линк (Shipfitter, First Class, W. T. Link).
"Я услышал команду: "Нападение японских самолетов. Всему незанятому персоналу укрыться на третьей палубе. Действовать по ситуации "Zed". По расписанию на свои боевые посты".
Все бросились искать укрытие на 3-й палубе, но узкие переполненные коридоры и люки помешали быстрому переходу людей. Это помешало нам добраться до постов живучести. Пост живучести №1 так и не заполнился, туда пробились только три человека. Они смогли закрыть лишь некоторые большие люки, закрыть остальные помешала поступающая нефть, срывающая стяжные гайки и выворачивающая люки. Цепные приводы, закрепленные стяжными гайками, быстро освободить не удалось, и люки не были закрыты вообще. Не были закрыты и многочисленные малые люки, задрайки которых из-за заливания помещений нефтью стали скользкими и их не удавалось провернуть.
Я не слышал никаких команд "Покинуть корабль" ("Abandon ship") и не все люди из поста живучести №1 смогли спастись. С корабля выбрался через люк в помещении A-Division на левом борту, не имел никаких ранений. Пробрался вокруг судна и выбрался на его днище (линкор к этому времени перевернулся - перев.) Я нашел спасательный жилет и помог другому моряку выбраться на корпус, также помог выбраться Бирнелу (Bimel, SF2/c). Потом я поплыл на спасательную шлюпку. В воду, покрытую нефтью, я не нырял, а плыл не погружаясь, и поэтому хоть и был облеплен нефтью, сильно не пострадал".
Работа спасительных команд на корпусе
затонувшего линейного корабля "Oklahoma". Снимок сделан 7 декабря после
окончания боя. Над водой видны бортовые орудия правого борта затонувшего
линкера. На переднем плане моторные шлюпки линкора "Oklahoma" и
вспомогательного судна AG-31 "Argonne". Позади
виден линкор "Maryland". (Официальная фотография U.S. Navy. Из собрания National Archives) |
![]() |
Опрокинувшийся корпус линкора "Oklahoma". Рядом баржа, обеспечивающая работы но спасению оставшихся внутри людей. Снимок сделан, по всей вероятности, 8 декабря. Справа линкор "Maryland", на заднем плане линкор "California". (Официальная фотография U.S .Navy. Из собрания National Archives) |
![]() |