Оглавление

Мичман Роммель (Ensign H. F. Rommel).

"Первые бомбы посыпались с пикирующих бомбардировщиков на ангары аэродрома на острове Форд. Потом появились торпедоносцы. Они подлетели вдоль острова, один самолет пустил торпеду в корабль у пирса 1010. Торпеда попала е среднюю часть, и взрыв поднял вверх множество обломков разных размеров.

Я побежал на корму и услышал сообщение: "Крейсер только что потоплен. Это реальные бомбы и реальные торпеды. Прислуге - на зенитные батареи".

Наш корабль кренился медленно, но беспрерывно. Никаких команд о том, чтобы покидать судно, не было передано по переговорным устройствам. Я выбрался с корабля через открытый наружный люк, и был поднят людьми с моторного катера. Мы продолжали поднимать людей из воды. Это было нелегко - одежда пропиталась нефтью и была очень скользкой. Тех, кто был в одежде, вытаскивать было проще, прихватив их за рукава и плечи. Труднее было с теми, кто был без одежды. В качестве рекомендации желательно, чтобы люди были проинструктированы не снимать нательное белье перед тем, как покинуть корабль".

Мичман Догерти (Ensign J. M. Doherty).

"Когда прозвучала команда занять боевые посты по расписанию, я покинул стоповую младших офицеров и бросился на 3-ю палубу. Я спускался по трапу, и в это время услышал взрыв бомбы или торпеды. Я еще не успел добраться до рубки связи (Communications Office), когда в коридоре появилась нефть. Она выливалась из отверстия в районе 60-го шпангоута и перетекала в каюту А-122-Р. Мы не получили никакого времени, чтобы действовать по ситуации "Zed" ["Zed" или "Condition Zed" - сигнал к закрытию всех водонепроницаемых дверей и люков], и я предполагаю, что в первые пять минут корабль получил четыре или пять торпедных попаданий. Корабль сильно накренился на левый борт, и нефть стала затапливать 3-ю палубу между 5-й и 7-й минутами после первого попадания.

Передвижению людей сильно мешали койки, постельные принадлежности, разные обломки, перемешивающиеся с людьми, которые карабкались к трапу всевозможными способами, кто как мог. Трап на 2-ю палубу был сильно искорежен и загнут. А примерно после четвертого попадания погас свет. Я с большим трудом смог выбраться на 2-ю палубу на левый борт.

В качестве рекомендации, я думаю, что бортовые порты не должны закрываться, а оставаться открытыми для того, чтобы команда могла покинуть корабль. Все трапы в переходах нужно закреплять не только вверху, но и внизу, тогда при крене судна они не будут переворачиваться и закупоривать люки. Нужно иметь максимальное количество люков в каютах. Кроме того, корабли не должны укомплектовываться "обучающимися" людьми (people "training"), если находятся в опасных районах действия или базирования".

Специалист энергетики и живучести 1-го класса Линк (Shipfitter, First Class, W. T. Link).

"Я услышал команду: "Нападение японских самолетов. Всему незанятому персоналу укрыться на третьей палубе. Действовать по ситуации "Zed". По расписанию на свои боевые посты".

Все бросились искать укрытие на 3-й палубе, но узкие переполненные коридоры и люки помешали быстрому переходу людей. Это помешало нам добраться до постов живучести. Пост живучести №1 так и не заполнился, туда пробились только три человека. Они смогли закрыть лишь некоторые большие люки, закрыть остальные помешала поступающая нефть, срывающая стяжные гайки и выворачивающая люки. Цепные приводы, закрепленные стяжными гайками, быстро освободить не удалось, и люки не были закрыты вообще. Не были закрыты и многочисленные малые люки, задрайки которых из-за заливания помещений нефтью стали скользкими и их не удавалось провернуть.

Я не слышал никаких команд "Покинуть корабль" ("Abandon ship") и не все люди из поста живучести №1 смогли спастись. С корабля выбрался через люк в помещении A-Division на левом борту, не имел никаких ранений. Пробрался вокруг судна и выбрался на его днище (линкор к этому времени перевернулся - перев.) Я нашел спасательный жилет и помог другому моряку выбраться на корпус, также помог выбраться Бирнелу (Bimel, SF2/c). Потом я поплыл на спасательную шлюпку. В воду, покрытую нефтью, я не нырял, а плыл не погружаясь, и поэтому хоть и был облеплен нефтью, сильно не пострадал".

Работа спасительных команд на корпусе затонувшего линейного корабля "Oklahoma". Снимок сделан 7 декабря после окончания боя. Над водой видны бортовые орудия правого борта затонувшего линкера. На переднем плане моторные шлюпки линкора "Oklahoma" и вспомогательного судна AG-31 "Argonne". Позади виден линкор "Maryland".

(Официальная фотография U.S. Navy. Из собрания National Archives)

PearlHar159.jpg
Опрокинувшийся корпус линкора "Oklahoma". Рядом баржа, обеспечивающая работы но спасению оставшихся внутри людей. Снимок сделан, по всей вероятности, 8 декабря. Справа линкор "Maryland", на заднем плане линкор "California". (Официальная фотография U.S .Navy. Из собрания National Archives) PearlHar160.jpg

Оглавление