Оглавление

Рапорт о нападении на Пирл-Харбор (пересмотренный) (Report of Raid (Revised), December 7, 1941)

Линкор "California", Пирл-Харбор, 22 декабря 1941 года

(U.S.S. "California", Pearl Harbor, Т.Н., December 22, 1941).

От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ...
Ссылки ...
Вложения ....

1.  В соответствии с ссылкой (b) распоряжения командующего представлено следующее донесение, ставшее возможным после получения дополнительной информации, полученной от членов экипажа корабля.

2.  Полный перечень полученных повреждений готовится по мере получения информации.

Обстоятельства воздушного нападения.

Перед японской атакой 7 декабря 1941 года линкор "California" был ошвартован у штатного причала "Fox-3" правым бортом. Под парами держался котел №1 для повседневных нужд. Состояние корабля соответствовало "ситуации X" (X-Ray - в этом состоянии закрыты только отсеки и помещения, в которых штатно не должны находиться люди, остальные люки и проемы, за исключением некоторых, не заперты - от ред.), за исключением пустых отсеков защиты (voids) A-146-V, A-148-V, A-184-V, A-186-V, A-188-V, А-137-V, A-139-V, B-119-V. B-123-V и B-109-V, которые были накануне открыты для производства текущего обслуживания. Корабль имел топлива на борту 95%. Кранцы (ready boxes - подготовленный боезапас) составляли 400 выстрелов 50-калиберных автоматов №1 и №2 и 50 выстрелов 5-дюймовых зениток. Все остальные боеприпасы хранились в погребах. Орудия №1 и №2 числились дежурными и были полностью готовыми к стрельбе. Немедленно после заряжания могли начать стрельбу все 5-дюймовые 25-калиберные и 3-дюймовые 50-калиберные орудия. Прислуги у орудий не было, кроме зенитных автоматов №1 и №2.

Старшим по званию офицером на корабле был капитан-лейтенант Литтль (Lieut. Comdr. M.N. Little). Капитан-лейтенант Бернштейн (Lieut. Comdr. H.E. Bernstein) был старшим по вахте (Head of Department Duty).

Фактически о нападении стало известно после обнаружения бомбежки аэродрома на острове Форд и обстрела линкора примерно в 07.55. Была объявлена боевая тревога (General Alarm) и включены сигналы общего сбора по боевому расписанию (General Quarters). Главный пост энергетики (main control) получил распоряжение о подготовке дать ход, начался прогрев главных и вспомогательных паропроводов. Экипаж разбегался по боевым постам. Объявлено о вступлении в действие "состояния Zed" [приведение корабля в боевое состояние, полная герметизация отсеков - от ред.]. Установлена связь между боевой рубкой, постом УАО, центральным постом, главным постом энергетики и их станциями.

Тем не менее, японские торпедоносцы атаковали корабли, прежде чем с линкора был открыт зенитный огонь.

В 08.05 50-калиберные автоматы №1 и №2 открыли огонь, их вскоре поддержали 5-дюймовые орудия №2 и №4. Стрельбу остальных задержало отсутствие боеприпасов, отчего немедленно были предприняты меры для их доставки.

Но прежде чем у орудий появились снаряды, в 08.05 линкор был поражен тремя торпедами, двумя в районе 100-110-го шпангоутов и одной в районе 47-го шпангоута. Все три попадания были почти одновременны, и эффект их взрывов, из-за далеко не полного выполнения мероприятий по расписанию "условий Yoke и Zed", оказался роковым для корабля. Корабль немедленно стал крениться на левый борт, и было приказано провести контрзатопление, чтобы ограничить растущий крен 4 градусами.

Носовые взрывы произошли в районе носовой артиллерийской мастерской (forward ordnance repair) и вызвали разрыв топливных цистерн. Третья палуба начала заливаться водой, смешанной с топливом. Появившиеся нефтяные пары вывели из строя часть людей, занятых подачей боеприпасов. Из-за разрыва носовых топливных цистерн вода попала в систему подачи топлива, прежде чем это удалось предотвратить. Механизмы остановились. В критическое для корабля время исчезло электричество, и экипаж потерял возможность использовать иные энергоресурсы. К тому же, затопление носовых отсеков не позволило команде произвести необходимые исправления.

Мгновенное затопление отсеков на третьей палубе в районе носового попадания торпеды, очевидно, стало следствием того, что люки в пять пустых отсеков защиты в том районе были открыты. Эти отсеки накануне проверялись на предмет герметичности против утечки нефтяных паров из расположенных рядом топливных цистерн. Аварийные партии успели закрыть пять отсеков на правом борту, но на левом борту все пять отсеков еще были открыты, когда произошел взрыв торпеды. Топливные бункеры между внутренними и внешними пустыми отсеками подводной защиты, вероятно, были разорваны взрывом, и нефть с водой через открытые верхние люки стала поступать в расположенные выше отсеки на третьей палубе.

Линейный корабль "California" в результате полученных повреждений медленно, по непрерывно заполняется водой, и все больше погружается в воду. Снимок сделан 7 декабря. Слева вдалеке горит эсминец "Shaw" в плавдоке YFD-2. На заднем плане виден линкор "Nevada", приткнувшийся к берегу.

(Официальная фотография U.S. Navy. Из собрания National Archives)

PearlHar167.jpg
Буксиры и другие корабли пытаются поддержать пи плаву поврежденный линкор "California" Снимок сделан 7 декабря.

(Официальная (фотография U.S. Navy. Из собрания N.H.C.)

PearlHar168.jpg

Оглавление