Оглавление

Отсек C-106-E камеры взрыва противоторпедной защиты (thrust block roот) левого борта был затоплен сразу же после взрыва торпеды в районе 110-го шпангоута. Возможно, была разорвана переборка, и затопились два смежных отсека. Ведущий в этот отсек верхний люк был сразу же закрыт, но по тому, как он выпирался давлением было видно, что напора воды он не выдержит, что, вероятно, и произошло, и он был снесен. Была затоплена механическая кладовая (engineer's store) и помещение С-304-А гирокомпаса (gyro compass room), которые находились непосредственно над местом взрыва. Непосредственно после взрыва торпед никакие помещения главных механизмов (main machinery spaces) затоплены не были. Центральный моторный отсек (center motor room) впоследствии был затоплен через трубопроводы вентиляции.

Причина затопления всего отсека после попадания торпеды точно не установлена. Наиболее правдоподобные объяснения заключаются в том, что были разорваны верхние стенки топливных бункеров, или снесены крышки люков, или разорвана продольная переборка между топливными бункерами и нарушена целостность третьей палубы в этом месте. Возможно, палуба и переборки были только сильно деформированы, но с образованием сильной течи. Большинство людей, находящихся в то время на третьей палубе и покинувших ее вследствие поступления воды и нефтяных паров, придерживаются мнения, что вода поступала через вентиляционные каналы, которые были тогда открыты. В любом случае, время между объявлением тревоги с последующим прибытием аварийных партий и моментом необходимости эвакуации людей из этого района, оказалось абсолютно недостаточно для выполнения мероприятий по "условиям Yoke и Zed". Можно было успеть закрыть только наиболее опасные проемы, люки и двери. Но и это в большинстве было сделано уже в темноте и в условиях быстрого распространения нефтяных паров после взрыва торпеды. Затопление через систему вентиляции стало возможным не только из-за неполной герметизации отсеков, но, вероятно, и из-за того, что сами трубопроводы вентиляции были разрушены взрывом. Это установлено точно в отношении помещения центрального моторного отсека, который был затоплен через разорванные вентиляционные магистрали.

Общее затопление на второй палубе и в механической мастерской произошло после взрыва бомбы примерно в 08.30. Она упала рядом с казематом №1 в районе 59-го шпангоута, проникла через главную палубу и взорвалась на второй палубе. Была нарушена водонепроницаемая целостность пространства между первой и второй палубами в районе приблизительно 26-100-го шпангоутов, и между второй и третьей палубами из-за разгерметизации большого проема в диаметрали у 65-го шпангоута.

Приблизительно в 08.10 противопожарный пост (Fire Control) приказал всему персоналу оказать помощь в доставке 5-дюймовых боеприпасов. Приблизительно в 08.15 такое же распоряжение получила прислуга орудийных башен главного калибра. Персонал первой и второй башен был ограничен в этом из-за трудности доступа в перегрузочные помещения (handling rooms) 5-дюймового боезапаса и затопления нижних перегрузочных помещений. Организованная подача через форкастпь и третью палубу была блокирована пожаром после взрыва бомбы в 08.30.

Персонал третьей башни организовал подачу боезапаса цепочкой по частично затопленному проходу правого борта у 48-го шпангоута. Однако нефть и нефтяные пары просачивались через дверь на 48-м шпангоуте, а потом дополнительные трудности создались из-за поступления паров через большое помещение А-518.

Тем временем была организована дополнительная группа из мичманов (ensigns) H.C. Jones, W.F. Cage и I.W. Jeffery, которых направили на слишком протяженный верхний участок цепочки.

Вид на место торпедного попадания линкора "California". Снимок сделан в апреле 1942 года после подъема линкора и установки его в док военно-морской верфи в Пирл-Харборе, Это носовая часть линкора, район 52-го шпангоута. Виден пояс брони над пробоиной и часть скулового киля (bilge keel) ниже.

(Официальная фотография U.S. Navy. Из собрания National Archives)

PearlHar170.jpg
Вид на поврежденный линкор "California " через день или два после нападения японских самолетов. Слева тральщик АМ-20 "Bobolink", справа тральщик АМ-52 "Vireo" и портовое судно YW-10 помогают удерживать линкор на плаву.

(Из коллекции вице-адмирала Уоллина (Vice Admiral Homer N. Wallin, USN(Retired). В собрании N.H.C.)

PearlHar169.jpg

Оглавление