Оглавление

8. На берегу острова для защиты от самолетного обстрела все люди укрылись в траншеях, вырытых там ранее по какой-то общественной программе. Отмечаю, что многие люди были травмированы или ранены. Капитан 3-го ранга Ларсон из медслужбы (Commander G.H. Larson, МС U.S. Naval) и служащий Кернс (Kerns, Jean W., НА1с, U.S. Naval Reserve) принесли медицинские комплекты и организовали неподалеку пункт медпомощи в жилом помещении лейтенанта Чирча (Lieutenant Church, CEC) по адресу: Building No. 118, Ford Island. Ларсон и два прибывших помощника санитара (pharmacist's mates) оказывали первую помощь и при необходимости отправляли пострадавших в госпиталь морского аэродрома острова Форд на прибывших автомобилях.

9. Когда мы находились в траншеях и чуть позже, мы слышали удары на корпусе корабля. В это время самолеты еще вели обстрел и даже сбрасывали бомбы. Я предложил добровольцам вернуться на "Utah", чтобы выяснить причины стука. Машинист Шимански, Максильвини (MacSelwiney, CAM) и еще двое, имен которых я не знаю, вернулись на корабль и выяснили, что стук слышен изнутри из района пустого отсека V-98, находящегося под электростанцией (dynamo room). Они ответили на стук, и сами в ответ услышали удары изнутри.

10.  Стало ясно, что внутри остались люди из экипажа. Шимански затребовал газорезак (cutting torch) и оборудование к нему, которое и получил с крейсера "Raleigh". Между тем самолеты противника еще были в воздухе. Прорезав отверстие в днище, был вызволен из западни Джон Вуасен (Vaessen, John В., F2c, V-6, USNR), который сообщил, что он последний в той части корабля. Он стоял на вахте в помещении носового распределительного щита (forward distribution board) когда корабль был торпедирован. Когда напряжение стало падать, он снял нагрузку с носового щита, а затем с кормового, рассчитывая, что оставшейся энергии хватит на поддержание освещения по кораблю. Когда же освещение погасло, он уже не имел возможности выйти наверх. Тогда он перебрался в помещение электростанции, оттуда в кладовую электростанции на правом борту. Здесь он сумел открыть люк в помещение V-98 и поднялся (поскольку корабль перевернулся) к днищу. Здесь он стал стучать гаечным ключом (wrench), надеясь еще увидеть свет.

11. Следует отметить самоотверженное поведение следующих моряков:

Младший лейтенант Хок (Lieutenant (jg) P.F. Наиск), оказавший помощь при спасении многих моряков не считаясь с собственной безопасностью.

Мичман Майер (Ensign B.C. Moyer, U.S. Naval Reserve), проявивший смелость и хладнокровие, помогая товарищам без мысли о собственной безопасности.

Машинист Шимански (S.A. Szymanski, Machinist), прорезавший отверстие в днище и вызволивший из западни Джона Вуасена в то время как самолеты противника еще вели обстрел.

Служащий Вуасен (Vaessen, John В., F2c, V-6, USNR), находившийся на вахте в электростанции и поддерживавший освещение на корабле до последней возможности, понимая, что корабль опрокидывается и он может не спастись.

Служащий Максильвини (MacSelwiney, Terrance, CMM (PA), USNR) на моторном баркасе под самолетным обстрелом в течение всего боя и после переправлял моряков с корабля на берег и спасал людей с воды. Под обстрелом с самолетов он, рискуя жизнью, осмотрел машинные отсеки, вахтенные посты и посты технического обеспечения для предупреждения людей при оставлении корабля, прекрасно понимая, что судно переворачивается.

Служащий Томич (Tomich, Peter, CWT, РА) (не найден) обеспечивал спасение всего персонала котельного отделения и выполнял обязанности вплоть до оставления корабля, и сам, по всей вероятности, погиб.

12. Все другие офицеры и вольнонаемный персонал должны быть отмечены за инициативное и быстрое выполнение всех приказов и распоряжений в течение всего боя. Я считаю, что их хладнокровность и спокойствие, также как и относительно небольшие потери, в значительной степени можно отнести на счет предыдущих девяти недель службы, когда корабль привлекался в качестве корабля-цели для учебного бомбометания. Действия шлюпочных команд достойны благодарности за спасение людей с воды в течение всего периода боя.

Подписано: S.S. ISQUITH.

Примерно в 1950 году в честь погибшего линкора "Utah", еще находящегося на том месте, где он был оставлен после частичного разворота и буксировки к берегу в 1943-1944 годах, были установлены два скромных памятных знака. Одним из них была мемориальная доска, размещенная на причале рядом с остатками корабля. На ней была выбита надпись: "Рядом с этим местом, у причала стоянки "Berth Fox 11", утром 7 декабря 1941 года, U.S.S. "Utah" был поражен в левый борт тремя, как считается, авиационными торпедами и затонул. Впоследствии он был перевернут в отведен в сторону для очистки канала, но оставлен на грунте."

Вторым знаком была памятная доска, установленная на разрушенной конструкции надстройки бывшего линкора. На ней выбита надпись: "В память офицеров и матросов U.S.S. "Utah", погибшего в бою 7 декабря 1941 года".

Это были первые мемориальные знаки, установленные в Пирл-Харборе в память о японском нападении. Позже их затмил обширный и многопосещаемый памятный мемориал линкора "Arizona". Но в 1972 году на берегу в честь корабля "Utah" был сооружен не менее впечатляющий мемориальный комплекс. Он находится недалеко от местонахождения остатков линкора.

PearlHar188.jpg Остатки корабля у западного берега острова Форд, 7 декабря 1951 года - десятая годовщина японского нападения. Справа - мемориальный знак.

(Официальная фотография U.S. Navy. В собрании National Archive)

 

PearlHar187.jpg

 

Вид на нос опрокинувшегося корабля-цели "Utah" с кормы крейсера "Raleigh". Снимок сделан 12 декабря 1941 года.

(В собрании N.H.C.)

Оглавление

Hosted by uCoz