ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР CL-7 «RALEIGH»
Легкий крейсер CL-7 "Raleigh", 7050-тонный крейсер типа "Omaha", был построен в Квинси, в Массачусетсе. Принятый флотом в феврале 1924 года, корабль уже в середине того же года совершил первый поход в северную Европу. После четырех лет службы в составе Разведывательного флота (Scouting Fleet) в Атлантике, Тихом океане и Карибском заливе, "Raleigh" вновь ушел в европейские воды в сентябре 1928 года в качестве флагмана отряда американских кораблей в том регионе. Через год крейсер вернулся и с 1929 года до 1936-го вновь служил в составе Разведывательного флота. В 1933 году корабль перебазировался в Сан Диего. В 1936-38 годах "Raleigh" был флагманом отдельной эскадры 40-Т (Squadron 40-T), которая была организована для наблюдения за ходом гражданской войны в Испании. Дальнейшая служба проходила в составе Тихоокеанского флота, с перебазированием в 1940 году в Пирл-Харбор.
7 декабря 1941 года "Raleigh" находился в Пирл-Харборе и во время японского нападения был поврежден одной торпедой и взрывом бомбы. Восстановительный ремонт крейсер проходил в Пирл-Харборе, а затем на верфи "Mare Island Navy Yards". В 1942 году он вновь вернулся в строй флота. До конца года крейсер использовался в южной и центральной части Тихого океана, затем перешел в зону Алеутских островов и воевал там до июня 1945 года, эскортировал конвои, патрулировал опасные районы, обстреливал японские военные объекты на островах. Летом 1945 года "Raleigh" перешел в Атлантику, некоторое время совершал учебные плавания с гардемаринами военно-морской Академии. В ноябре 1945 года крейсер был исключен из списков флота и в феврале 1946 года продан на слом.
Рапорт о нападении на Пирл-Харбор (Report of Pearl Harbor Attack)
Легкий крейсер "Raleigh", Пирл-Харбор, 13 декабря 1941 года
(U.S.S. "Raleigh", Pearl Harbor, Т.Н., December 13, 1941).
От: Командир корабля (Commanding Officer)
Для: Командующий Тихоокеанским флотом (Commander-in-Chief, U.S. Pacific Fleet).
Предмет ...
Ссылки ...
Вложения ....
1. Приблизительно в 07.55 утром 7 декабря 1941 года, я был в своей каюте, пил утренний кофе, когда услышал и почувствовал глухой взрыв на корабле. Выглянув в иллюминатор я увидел бурлящую воду у средней части борта. Я бросился на мостик и встретил там лейтенанта Тейлора, который сообщил, что японцы напали на базу. Экипаж уже разбегался по постам по сигналу общей тревоги (general quarters) и приблизительно пятью минутами позже корабль открыл огонь из зенитных 3-дюймовых 50-калиберных и 1,1-дюймовых орудий, а также 50-калиберных автоматов.
2. Мичман Верт (Ensign J. W. Werth) управлял стрельбой батарей правого борта, а мичман Вирдел младший (Ensign J.R. Beardall, Jr.) батарей левого борта. Оба прекрасно выполняли свои обязанности. Орудия великолепно обслуживались старшими петти-офицерами (chief petty officers), снабжение боеприпасами обеспечивали вольнонаемные работники корабельных столовых (mess boys volunteering).
3. Корабль стал крениться на левый борт. Поступило сообщение, что авиационная торпеда ударила в район котельного отделения №2, которое уже затоплено. Также полностью затоплены котельное отделение №1 и носовое машинное отделение. Котельное отделение №3 было под парами, но топки погасли из-за поступления смешанной с водой нефти. Аварийная партия, мичман Коун (Ensign H.S. Cohn, D-V(G), USNR) и плотник Теллин (Carpenter R.C. Tellin, USN), отправились для осуществления контрзатопления, чтобы привести корабль на ровный киль, и они прекрасно справились с задачей.
4. Крен уменьшился, но риск для корабля опрокинуться оставался. Всем незанятым в отражении нападения было приказано выбрасывать за борт все тяжелые вещи, а также опустить за борт гидропланы. Оба самолета были успешно опущены за борт исключительно ручными приводами. Затем они отрулили к берегу острова Форд, доставив сообщение для дежурного. На них же отправлено на берег различное авиаоборудование и запасные части. Старший офицер медслужбы (senior doctor) был направлен на госпитальное судно "Solace", чтобы помочь травмированным и раненным с других кораблей (у нас не было погибших, только несколько раненых). Кислородно-ацетиленовый агрегат (oxy-acetylene outfit) и специалисты были отправлены к опрокинувшемуся U.S.S. "Utah", чтобы помочь вызволить людей изнутри корпуса. Один человек был спасен, и он сразу же стал настаивать на возвращении, чтобы определить, возможно ли спасти кого-либо из своих товарищей по плаванию (shipmates). Запросили также прислать к крейсеру спасательные понтоны и лихтер, стоящий у борта "Baltimore". Они были присланы и заведены к нашему левому борту со стальными тросами под корпусом. Были также заведены дополнительные манильские канаты и стальные тросы на причальные стойки с целью предохранить крейсер от опрокидывания.
![]() |
Легкий крейсер "Raleigh" на якоре в гавани Сап Диего 21 октября 1933 года. (Из коллекции Фрэнклина Морана (Franklin Moran). В собрании N.H.C.) |
![]() |
Крейсер "Raleigh", торпедированный японским самолетом 7 декабря 1941 года, и поддерживаемый на плаву с помощью спасательной баржи, стоящей у борта крейсера. На барже видны спасательные понтоны YSP-14 и YSP-13. За кормой виден опрокинувшийся корпус старого линкора "Utah". (Официальная фотография U.S. Navy. Из коллекции National Archives) |