Морское ведомство совершенно не приняло мер к созданию кораблестроительной базы на Дальнем Востоке. Только в 1902-1903 годах в Порт-Артуре Невским заводом была создана небольшая верфь для сборки миноносцев, строившихся в Санкт-Петербурге и доставленных в разобранном виде по железной дороге. Во время русско-японской войны даже ремонт тяжелых боевых повреждений вызвал серьезные затруднения и потребовал отправки в Порт-Артур мастеровых Балтийского завода. Во Владивостоке уже в ходе войны организовали сборку подводных лодок и миноносцев.
Выбор типов кораблей для постройки по программам 1895 и 1898 годов определялся совещаниями адмиралов с участием ГМШ и МТК. В 1897-1900 годах МТК возглавлял вице-адмирал Н.М. Диков, в 1901-1905 годах председателем комитета был вице-адмирал Ф.В. Дубасов. Решающую роль в деятельности МТК играли главные инспекторы кораблестроения (генерал-лейтенант Н.Е. Кутейников) и морской артиллерии (генерал-майор, с 1903 года - генерал-лейтенант, А.С. Кротков).
В начале 1898 году в МТК впервые были составлены «программы для проектирования» кораблей всех основных классов будущего флота на Дальнем Востоке: эскадренного броненосца, крейсеров 1-го и 2-го рангов, эскадренного миноносца. Эти «программы», отражавшие выработанные на совещаниях взгляды на качественный состав флота, содержали подробный свод основных тактико-технических элементов. Они использовались для конкурсного проектирования кораблей и, в известной степени, обеспечивали однотипность кораблей одного класса и определенное сочетание оперативно-тактических качеств броненосцев, крейсеров и эсминцев в составе эскадры. Большинство флагманов и корабельных инженеров настаивало на серийной постройке кораблей. Однако это разумное требование не всегда осуществлялось на практике.
Накануне русско-японской войны для флота строились два подкласса эскадренных броненосцев. Первый был представлен кораблями типа «Пересвет», спроектированными на Балтийском заводе, исходя из требований обеспечить увеличенную дальность плавания (для маневра Балтика - Тихий океан), высокую скорость (18 узлов) при хороших мореходных качествах и ограничении калибра главной артиллерии (254 мм). В качестве прототипа для определения элементов совещание 1895 году выбрало английский броненосец «Ринаун» (10500 тонн), но проект носил оригинальный характер, отличался продуманностью деталей и удобным общим расположением. Мореходные качества обеспечивались высоким бортом и удлиненным полубаком, которые позволяли применять башенные орудия в штормовую погоду. «Пересвет», построенный на Балтийском заводе и «Ослябя» Нового адмиралтейства, подобно океанским крейсерам, в подводной части были обшиты деревом (тик), покрытым тонкими медными листами. В отличие от ранее построенных броненосцев, на них устанавливались водотрубные котлы системы Бельвиля и броня, закаленная по способу Гарвея. Важным новшеством в системе бронирования стали скосы 70-мм главной броневой палубы в направлении к нижней кромке бортового броневого пояса.
По проекту «Пересвета» Балтийский завод в 1898-1902 годах построил третий броненосец - «Победа», но уже без деревянной обшивки и с броней, закаленной по способу Круппа. При всех достоинствах броненосцев типа «Пересвет», по мощности вооружения и бронирования они уступали сильнейшим английским и японским броненосцам. Многие адмиралы считали их непозволительной роскошью для российского флота.
Черноморский броненосец «Князь Потемкин Таврический», построенный Николаевским адмиралтейством по проекту корабельного инженера А.Э. Шотта, относился уже к другому подклассу - кораблей с наиболее сильным вооружением и надежным бронированием. Прототипом для «Потемкина» послужил броненосец «Три Святителя». Мореходные качества его были улучшены добавлением полубака, экономия в весе бронирования - за счет применения круппированных плит - позволила усилить вооружение, поставив шестнадцать скорострельных 152-мм орудий - больше, чем на любом из английских или японских броненосцев.
При определении элементов броненосцев программы 1898 года большинство адмиралов высказалось за развитие отечественного типа «Полтава» с главным вооружением из четырех 305-мм и двенадцати 152-мм орудий. Скорость полного хода решили увеличить до 18 узлов, дальность плавания экономическим ходом - до 5000 миль, водоизмещение - до 12000 тонн. Именно такие основные элементы были положены в основу «Программы для проектирования эскадренного броненосца», которую Морское ведомство рассчитывало предложить на международный конкурс.