По тактико-техническим элементам крейсера «Варяг», «Аскольд» и типа «Богатырь» значительно превосходили корабли типа «Диана» и большинство бронепалубных крейсеров иностранных флотов. Однако эти элементы, основанные на противоречивой оценки опыта применения крейсеров в японо-китайской война и на лучших достижениях в скорости хода, оказались невыгодными с оперативно-тактической точки зрения и не учитывали мирового прогресса в крейсеростроении. При сравнительно больших размерах российские крейсера 1-го ранга получили слабую защиту корпуса (броневая палуба со скосами толщиной 60-70 мм), которая не обеспечивала достаточную боевую устойчивость в эскадренном сражении. К этому времени в Англии и Франции была развернута серийная постройка больших (8-14 тысяч тонн) быстроходных (21-23 узлов) броненосных крейсеров, которые могли эффективно действовать в разведке и поддерживать в бою свои броненосцы. Вертикальное поясное бронирование приняли для больших крейсеров также в Италии, Германии и Японии. Российский флот к началу войны так и не получил новых броненосных крейсеров, которые могли бы стать достойными противниками японских кораблей этого класса, превосходивших по размерам и вооружению не только крейсера 1-го ранга программы 1898 года, но и «Баян».
В 1899 году Морское ведомство необоснованно отказалось от реализации проекта башенного броненосного крейсера с 203-мм орудиями, составленного Д.В. Скворцовым по заданиям великого князя Александра Михайловича. К броненосным крейсерам вернулись только в 1903 году при разработке 20-летней программы. Совещанием адмиралов были определены следующие их основные элементы: скорость - 21 узел, дальность плавания экономическим ходом - 6000 миль, главное вооружение - восемь 203-мм орудий в башнях, двенадцать 152-мм орудий в бортовых установках, шесть минных аппаратов при 152-мм защите корпуса и башен (57).
Соответствующего проекта крейсера к этому времени не имелось, но, между тем, новое задание показалось адмиралам Ф.К. Авелану и З.П. Рожественскому важным аргументом для отказа от приобретения за границей крейсеров и броненосцев, строившихся для Аргентины и Чили. Конечно эти корабли не могли отвечать требованиям к перспективным кораблям российского флота. Но они были почти готовы, а недостаток в броненосных крейсерах как раз и был слабым местом состава эскадры Тихого океана. В декабре 1903 года аргентинские крейсера успела перехватить Япония, и они под названием «Nisshin» и «Kasuga» приняли активное участие в войне против России, А между тем, уже в 1904 году Морское ведомство тщетно пыталось приобрести готовые броненосные крейсера в Аргентине и Чили, но к этому времени сделка оказалась невозможной из-за отказа правительств этих стран продавать корабли воюющему государству. Одновременно броненосные крейсера с сильным вооружением проектировались в Санкт-Петербурге. Проектам крейсеров водоизмещением 12500 тонн и 14500 тонн, представленным корабельными инженерами А.Г. Бубновым и Д.В. Скворцовым, в конечном итоге предпочли проект английской фирмы «Vickers». В 1905 году ей был заказан броненосный крейсер «Рюрик» водоизмещением 15500 тонн. Главное вооружение - четыре 254-мм и восемь 203-мм орудий - было аналогичным вооружению крейсера по проекту Д.В. Скворцова. К сожалению, одновременно с этим мощным кораблем без должного обоснования заказали три крейсера типа «Баян», проект которого уже устарел и не отвечал мировому уровню. Постройкой первого «Баяна», проектированием и заказом броненосных крейсеров в 1903-1905 годах, в российском флоте отмечено изменение концепции развития кораблей этого класса. От одиночных крупных океанских рейдеров с многочисленной, но слабо защищенной артиллерией совершился переход к хорошо бронированным крейсерам, главным назначением которого стало участие в эскадренном сражении в составе соединений. Однако этот переход произошел с опозданием, что во время войны предоставило флоту противника определенные тактические преимущества.
В развитии крейсеров 2-го ранга администрация П.П. Тыртова добилась крупного успеха. Программа МТК для проектирования крейсеров водоизмещением в 3000 тонн предусматривала небывалую 25-узловую скорость и вооружение из 120-мм орудий. Наилучшую реализацию этих заданий обеспечивала германская фирма «Shichau» в Эльбинге, построившая в 1899-1901 годах крейсер 2-го ранга «Новик». По несколько измененному проекту «Новика» Невский завод в 1902-1904 годах построил «Жемчуг» и «Изумруд». Представление о сравнительном распределении нагрузки на броненосцах и быстроходных бронепалубных крейсерах приведено в таблице.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСОВОЙ НАГРУЗКИ
(Таблица составлена по данным: РГА ВМФ, ф.421, оп.1, д.1354, лл. 98. Мельников P.M. "Крейсер 2-го ранга "Жемчуг", "Судостроение", 8/1980, с. 62-65)
Статьи нагрузки |
"Бородино" |
"Жемчуг" |
||
т |
% |
т |
% |
|
Корпус с устройствами и запасы |
5261,6 |
39,0 |
1056,0 |
33,2 |
Машины и котлы с водой |
1635,0 |
12,1 |
1100,0 |
34,7 |
Броня |
3554,8 |
26,3 |
345,0 |
10,9 |
Вооружение и боеприпасы |
1761,1 |
13,0 |
203,0 |
6,6 |
Уголь (нормальный запас) |
787,2 |
5,8 |
0 |
11,4 |
Команда с багажом, провизия |
273,6 |
2,0 |
100,0 |
3,2 |
Запас водоизмещения |
242,7 |
1,8 |
- |
- |
Итого |
13516,0 |
100,0 |
3169,0 |
100,0 |
Тактико-технические элементы кораблей типа «Новик» позволяли использовать их для решения широкого круга задач в боевых действиях и наиболее полно отражали тенденцию к универсализации легкого крейсера, стоимость которого при серийной постройке не должна была выходить за разумные пределы. Российские задания 1898 года предопределили развита класса легких крейсеров во флотах всех морских держа а до первой мировой войны. Интересно, что в Англии «Новик» вначале подвергли критике, но уже в 1903 году развернули серийную постройку похожих на него, но хуже вооруженных малых крейсеров-скаутов.
Крейсер 1-го ранга "Громобой"