Оглавление

Достоинства кораблей типа «Новик» в большинстве флотов оценивали только после русско-японской войны. Российское Морское ведомство тоже не проявило должной последовательности - серия удачных крейсеров оказалась мала, а в 1903 году МТК не пошел по пути дальнейшего развития типа, забраковав его по «слабости корпуса». Своеобразной данью родственному датскому королевскому дому явилось решение генерал-адмирала заказать крейсер 2-го ранга заводу «Бурмейстер ог Вайн» в Копенгагене. Построенный «Бурмейстером» крейсер «Боярин» (1899-1902 годы) заведомо не удовлетворял заданиям МТК, так как проектировался на 22-узловую скорость хода. Решение совещания адмиралов 1899 года о строительстве еще одного сравнительно тихоходного (20 узлов) бронепалубного крейсера водоизмещением 3000 тонн стало уступкой авторитету С.О. Макарова, который продолжал настаивать на создании «Безбронного судна» с сильным вооружением (203-мм и 152-мм орудия). «Судно» все же не было построено, в его судьбе не последнюю роль сыграло и изменение взглядов автора идеи универсального боевого корабля. Зато строительство в 1901-1903 годах еще одного «крейсера 2-го ранга» - «Алмаза» - обернулось совершенно напрасной тратой средств. Этот корабль был задуман как посыльное судно-яхта для наместника на Дальнем Востоке. Успех Балтийского завода в скорости и качестве постройки сводился на нет ничтожной боевой ценностью «Алмаза» - 19-узловой скоростью хода, отсутствием броневой защиты и вооружением из 75-мм орудий.

В июле 1904 года в МТК рассматривался оригинальный проект легкого крейсера водоизмещением 4500 тонн с турбинными механизмами и скоростью 30 узлов, представленный корабельным инженером И.А. Гавриловым. Однако идеи И.А. Гаврилова по целому ряду причин воплотились в металл спустя два десятилетия - с достройкой крейсеров типа «Светлана», заложенных накануне Первой мировой войны.

Важным достижением российских моряков и кораблестроителей явилось создание в 1898-1901 годах на Балтийском заводе своего рода минных крейсеров - по официальной терминологии - минных транспортов («заграждателей») - «Амур» и «Енисей». Проектом этих кораблей, основанном на минном устройстве системы лейтенанта В.А. Степанова, предусматривались 17,5-узловая скорость хода и вооружение из 400 мин заграждения и 75-мм орудий. Назначения транспортов типа «Амур» заключалось «в способности с удобством и быстро заградить минами данную местность» (58). Равная броненосцам скорость позволяла использовать «заграждатели» в составе эскадры для активных минных постановок у берегов противника. Однако при создании минного транспорта для Балтики («Волга», 1903-1905 годы) ограничились 13-узловой скоростью, что означало возврат к прежнему типу «Буг». Очередные два корабля типа «Амур» начали строить только во время русско-японской войны.

Накануне войны Морское ведомство отказалось от броненосных кораблей береговой обороны. Правда, по инициативе П.П. Тыртова в начале 1900 года на верфи «Новое адмиралтейство» начали разбивку на плазе броненосца «по типу «Генерал-адмирал Апраксин» с целью «получения отряда из четырех однородных судов» для поддержки действий минного флота на Балтике.

Проект броненосца составлялся Д.В. Скворцовым по заданиям великого князя Александра Михайловича и отличался от прототипа большими размерами (водоизмещение 5985 тонн) и лучшими мореходными качествами за счет наличия полубака. При максимальной скорости 16 узлов броненосец вооружался шестью 203-мм орудиями в четырех башнях, восемью 75-мм орудиями в батарее и шестью минными аппаратами. Этот корабль, который предполагалось назвать «Адмирал Бутаков», все же не был построен: на полную реализацию программы не хватило средств.

Сокращение не миновало и канонерские лодки - для действий в условиях рек и на прибрежных мелководьях построили всего одну лодку «Гиляк» водоизмещением 1251 тонн. В 1903 году подобную, но более мореходную лодку «Хивинец» решили построить для представительства России в водах Персидского залива. «Хивинец», также как и «Гиляк», строился в «Новом адмиралтействе», практически не имел броневой защиты и вооружался скорострельными патронными орудиями.

Большое значение для формирование полноценных эскадр, сбалансированных по классам кораблей, имел выбор типов минных судов. В этом важном вопросе Морское министерство, отказавшись от дальнейшей постройки минных крейсеров типа «Абрек», основное внимание уделило развитию быстроходных миноносцев (истребителей), но полностью положилось на иностранный опыт. В 1898 году для серийной постройки на трех Санкт-Петербургских заводах избрали тип «Сокол» с несколько уменьшенной скоростью. Двенадцать из этих кораблей перевезли в разобранном виде по транссибирское железной дороге и собрали в Порт-Артуре в 1902-1904 годах. Таким образом удалось сберечь механизмы от износа в длительном походе. Однако «соколы» морально устарели еще при закладке - по размерам и вооружению они уступали новому поколению английских истребителей.

RuTOF05016.jpg

КРЕЙСЕР 2-го РАНГА «БОЯРИН»

Оглавление

Hosted by uCoz