Мировой уровень развития кораблей этого класса воплотился в «Программе для проектирования эскадренного миноносца», составленной в МТК весной 1898 года. Программу отличало сильное вооружение (два 75-мм и пять 47-мм орудий, три минных аппарата) при 27-узловой скорости хода. Водоизмещение миноносцев не должно было превышать 350 тонн. В результате рассмотрения конкурсных проектов ГУКиС в 1898-1В99 годах заказало несколько разных типов кораблей иностранным заводам. Четыре эскадренных миноносца типа «Кит» построил завод «Shichau» в Эльбинге, пять других изготовили две французские фирмы по типу конструктора Нормана. Еще один, получивший наименование «Сом», был заказан фирме «Лэйрд Бразерз» в Англии. В августе 1899 года десять эскадренных миноносцев были заказаны Невскому заводу в Санкт-Петербурге. Проект, отвечавший требованиям Программы МТК, Невский завод пробрел у английской фирмы «Yarrow». В 1901 году два истребителя по чертежам этой фирмы были заказаны для Черноморского флота частному «Обществу судостроительных заводов» в Николаеве, а четыре - Николаевскому адмиралтейству.
Все построенные по программе двадцать шесть эскадренных миноносцев не были лишены различных достоинств, хотя механизмы производства Невского и Ижорского заводов вызывали немало нареканий из-за качества выделки. Главным же недостатком всех этих истребителей, как и их современников в иностранных флотах, являлись недостаточные мореходность и прочность корпусов, которые не позволяли им длительно держаться с эскадрой в море в любую погоду.
Неблагоприятные последствия имело допущенное всеми фирмами ослабление артиллерии, возможность которого предусматривалась программой МТК - на кораблях установили всего по одному 75-мм орудию. Поэтому эскадренные миноносцы российского флота, превосходя по артиллерийскому вооружению французские и германские, оказались несколько слабее английских и японских, построенных по проектам английских фирм. Так, японские истребители вооружались одной 76-мм и пятью 57-мм пушками против одной 75-мм и пяти 47-мм пушек на русских. Первые серийные эскадренные миноносцы пополнили российский флот уже в 1900 году, но окончательную сдачу всех кораблей не успели завершить до начала 1904 года.
К этому времени в английском флоте появились первые представители нового поколения более крупных (свыше 500 тонн) и мореходных эскадренных миноносцев. Здесь Морское министерство проявило отнюдь не похвальные скупость и осторожность - для постройки эскадренных миноносцев в счет программы 1903 года вместо разработки перспективных проектов удовлетворились усовершенствованием прежних чертежей «Yarrow». В августе 1903 года контракт на три эскадренных миноносца этого типа заключили с «Обществом судостроительных заводов» в Николаеве. В январе 1904 года заказ на три почти таких же корабля типа «Грозный» получил Невский завод, выполнивший его а рекордный срок - десять месяцев. В декабре 1903 года фирме Крейтона заказали три миноносца типа «Твердый» по улучшенному проекту «Сокола».
Отсутствие в Морском ведомстве новых идей и проектов отрицательно сказались во время войны, когда с большим опозданием ГУКиС поручило различным заводам постройку тридцати одного эскадренного миноносца по совершенно устаревшим проектам «Yarrow», «Shichau», «Norrnand» и даже улучшенного «Сокола». Здесь следует отметить, что еще в 1898 году адмиралы П.П. Тыртов, В.П. Верховский, В.П. Диков отказались от возможности внедрения во флоте турбинных эскадренных миноносцев. Проект такого корабля водоизмещением 320 тонн с 35-узловой скоростью, составленной известным английским изобретателем турбин Ч. Парсонсом, был прислан в Санкт-Петербург морским агентом в Англии капитаном 1-го ранга И.К. Григоровичем по распоряжению генерал-адмирала. Обещая построить турбинный истребитель для российского флота в Англии, Ч. Парсонс требовал денежной компенсации за последующее изготовление турбин в России. Риск уплаты 700 тысяч рублей за корабль, технические подробности которого хранились англичанами в секрете, в конечном итоге определил отрицательное решение Морского министерства (59). Перспектива освоения турбин российской промышленностью отодвинулась более чем на десять лет.
Во время войны на фоне медлительности руководителей Морского ведомства похвальную расторопность проявил «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования» во главе с великим князем Александром Михайловичем. Утверждение Николаем II этого Комитета (6 февраля 1904 года) было связано со всенародным общественным движением средств для восполнения потерь в кораблях, понесенных в начале войны. Инициатором пожертвований стал известный ученый С.С. Абамелек-Лазарев, в числе жертвователей были лица императорской фамилии, эмир Бухарский (1 миллион рублей), граф А.Д. Шереметьев (200 тысяч рублей), «кочевые трухменцы Ставропольской губернии» (330 тысяч рублей), граф С.В. Орлов-Давыдов (400 тысяч рублей), художник И.Е. Репин (10 тысяч рублей), Казанское земство (300 тысяч рублей), финляндский сенат (1 миллион марок) и другие общественные организации, а также частные лица, многие из которых жертвовали на флот последние рубли. К 1 февраля 1905 года Комитет собрал крупную сумму около 13,3 миллионов рублей (60).
В 1904-1905 годах на эти средства были заказаны восемнадцать минных крейсеров (с 1907 года - эскадренные миноносцы) водоизмещением около 600 тонн каждый и с сильным артиллерийским вооружением. Первые такие минные крейсера типа «Украина» вышли на испытания уже в мае 1905 года. Они не успели принять участие в войне, на зато впоследствии составили основу минного флота на Балтику. Подобные эскадренные миноносцы - четыре единицы типа «Лейтенант Шестаков» - были заказаны Морским министерством для Черноморского флота только в июне 1905 года.
Одновременно с эскадренными миноносцами в 1899-1903 годах были построены малые быстроходные миноносцы прибрежного действия - типа «Уссури» и десять типа «Циклон» (водоизмещением 152 тонны). Их боевое значение было ограниченным, а корпуса - слишком слабыми для морских переходов в свежую погоду.
В октябре 1900 года Морское министерство, учитывая прогресс подводного плавания во французском флоте и удачные испытания подводных лодок «Holland» в США, предприняло практические шаги по созданию «полуподводных миноносцев». В специальную комиссию при МТК включили корабельного инженера И.Г. Бубнова, инженера-механика И.С. Горюнова и специалиста-минера лейтенанта М.Н. Беклемишева. Председатель МТК вице-адмирал И.М. Диков в декабре 1900 года, отметив «потребность в изучении и проектировании таких судов (подводных лодок - В.Г.) для введения их в нашем флоте» (61), организовал сбор предложений среди русских корабельных инженеров. Однако готовых проектов или достаточно проработанных идей не оказалось, так же как и не удалось получить подробной информации об иностранных подводных лодках. В результате комиссии МТК пришлось проектировать «полуподводный миноносец» самостоятельно.
В 1901-1903 годах по проекту И.Г. Бубнова, И.С. Горюнова и М.Н. Беклемишева на Балтийском заводе построили первую отечественную подводную лодку, которая в июне 1904 года получили название «Дельфин». Несмотря на слишком большое время перехода из надводного в подводное положение (12 минут) и ряд конструктивных недостатков, «Дельфин» оказался на уровне мировых достижений подводного кораблестроения, а по некоторым элементам (глубина погружения, мощность бензиномотора и электродвигателя) превосходил современные подводные лодки Холланда (62).
В 1901-1902 годах Балтийским заводом в Кронштадте под руководством корабельного инженера Н.Н. Кутейникова была построена небольшая (водоизмещение 20 тонн) разборная подводная лодка с электродвигателем «Петр Кошка». Проект ее был предложен лейтенантом Е.В. Колбасьевым, лодка вооружалась двумя минными аппаратами для мин Уайтхеда и имела дальность плавания всего 15 миль. На шесть-семь часов 5-узлового полного хода хватало емкости аккумуляторов у лодки, приобретенной по инициативе Великого Князя Александра Михайловича у французского инженера Т. Губэ. Этот маленький подводный кораблик водоизмещением всего 10 тонн в конце 1903 года был доставлен в Порт-Артур, на его вооружение состояли два решетчатых минных аппарата (63). Такое же вооружение имела и старая лодка - одна из пятидесяти единиц, построенных по проекту С.К. Джевецкого, привезенная в Порт-Артур еще в 1901 году по запросу контр-адмирала В.К. Витгефта.