Оглавление

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ ДЛЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ

Отдельного внимания заслуживает история о попытках руководства Советского Союза построить линейный корабль в Соединенных Штатах или хотя бы получить готовый проект.

Для этого в сентябре 1936 года в Нью-Йорке основывается компания "Carp Export and Import Company". Главой фирмы был назначен американец русского происхождения Сэм Карп (Sam Carp) - родной брат жены В.М. Молотова. Можно предполагать, что последнее и стало основной причиной назначения Карпа, так как в военном кораблестроении, как и в самих кораблях, Карп ничего не понимал. Кредит в 200 миллионов долларов, открытый для фирмы Карпа в банках Нью-Йорка и Филадельфии свидетельствовал о серьезности советских намерений.

Кроме финансовой поддержки Карпу оказывалась и дипломатическая. На одном из званных обедов советский посол намекнул адмиралу Леги, исполнявшему обязанности морского министра, что какой-нибудь из советских линкоров, построенный в Соединенных Штатах будет базироваться во Владивостоке и поможет сдерживать японские амбиции.

Значение, которое придавал Сталин контактам с Соединенными Штатами по этому вопросу, подтверждается его беспрецедентной встречей с послом США исключительно по вопросу о линейных кораблях. Известно, что до этого Сталин никогда не встречался с иностранными дипломатами.

Один из американских служащих Карпа отмечал отчаяние, с которым Карп и его коллеги вели переговоры с американскими фирмами. Они боялись репрессий в отношении себя и своих родственников в СССР в случае неудачи. Но даже с таким "веским стимулом" успехи фирмы Карпа были незначительны.

В начале 1937 года в США направляется специальная комиссия советских специалистов, которая связывается с фирмами "Yielous Incorporated" и "Bethlehem Steel Corporation". Первая из них, по техническим заданиям полученным из Москвы (водоизмещение 35.000 тонн; скорость 30 узлов; вооружение: девять 406-мм орудий главного калибра, двенадцать 152-мм орудий среднего калибра, двенадцать 100-мм зенитных орудий и десять 37-мм зенитных автоматов; дальность плавания 5000 миль; броня борта 356 мм, суммарная горизонтальная броня 229 мм) разработала эскиз линкора-авианосца, предложенный советской комиссии на рассмотрение. О достоинствах этого проекта говорит тот факт, что он вызвал у членов комиссии по меньшей мере недоумение. Фирма же обосновала проект собственным мнением, что на современном линкоре необходимо иметь около 60 самолетов.

Stalin_B021.jpgStalin_B022.jpg

Предполагаемый вид проекта линкора-авианосца фирмы "Yielous Incorporated"

Оглавление

Hosted by uCoz