Оглавление

Адмирал Вильсон пришел в бешенство от самоуправства армейских летчиков и Митчелла, которого он знал слишком хорошо и понял, что это щегольство армейских пилотов происходит напрямую от Митчелла. Вместо одной бомбы армейцы сбросили четыре, добившись двух прямых попаданий и двух близких к борту корабля разрывов. Правда, осталось неясным, какую цель преследовал Митчелл - то ли потопить линкор прямыми попаданиями, то ли снова попробовать достичь эффекта "водяного молота", однако было ясно, что он хотел получить красивую картину гибели линейного корабля на глазах множества репортеров. Сейчас известно, что Митчелл потребовал от своих пилотов достичь максимальной точности бомбометания для того, чтобы швы корабельной обшивки разошлись и линкор быстро бы затонул.

Проклиная армейское упрямство, морские наблюдатели высадились на линкор. Весьма интересным было узнать, какой эффект принесли два близких разрыва авиабомб и образовались ли при этом пробоины в обшивке ниже ватерлинии. По правому борту весь корабль был забрызган илом от близких взрывов, но особых причин для беспокойства пока не было.

Хотя близкие попадания не привели к каким-либо серьезным повреждениям корабля, тем не менее большие 1000-фунтовые бомбы продемонстрировали, что уроки, полученные при бомбардировке «Indiana» не были осмыслены правильно (7).  Изучая отчет помощника главного инженера А.В. Мерилла, я хотел бы привести следующую выдержку "1000-фунтовая бомба, которая взорвалась в носовой части главной палубы на правом борту в районе 110-го шпангоута и проделала отверстие в главной палубе размером 8 дюймов, разрушила стрингер и верхнюю часть обшивки. Осколки пробили ствол правого орудия в башне N.1 во многих местах, проникнув в одном случае на глубину 1.5 дюйма. Якорная цепь была практически разорвана в одном месте и сильно изрезана во многих других местах. Батарейная палуба ниже места взрыва была пробита, осколки пробили три больших пробоины размером от 2 до 3 футов диаметром. Была также пробита палуба, в которой образовалось два больших и два малых отверстия. Подкрепления под палубу во многих местах вблизи были сильно изогнуты. Тщательный осмотр показал, что ниже бронированной палубы повреждений нет. также как нет повреждений и ниже ватерлинии".

"1000-фунтовая бомба, попавшая по правому борту в районе 66-го шпангоута, проделала в главной палубе пробоину около ватерлинии 8x5 футов и прошла вниз под батарейную палубу, проделав в ней другую пробоину 4x5 футов и коснувшись затем поперечной переборки под скосом броневой палубы".

"Третье попадание 1000-фунтовой бомбы произошло перед башней N.5. ближе к борту, у края дымовой трубы между шпангоутами 54 и 58. Бомба проникла через водонепроницаемый люк, образовав в палубе отверстие около 12 футов длиной и 5 футов шириной. Дымовая труба была полностью разрушена и броневые решетки полностью уничтожены. В батарейной палубе образовалась большая пробоина и приведены в полную негодность снарядоподъемники, две подпорки (пиллерсы) сильно изогнуты. Пробоина в этой палубе была около 4 футов площадью. Осмотр показал, что под третьей палубой повреждения отсутствуют".

"150-мм орудия были найдены неповрежденными, но расчеты этих орудий (NN.1, 3, 7 и 9), находившиеся на пути трех попавших бомб, как и сами орудия, вполне могли быть полностью выведенными из строя". "Эти бомбы сумели нарушить целостность обшивки корабля".

Генерал Митчелл от своих пилотов получил довольно ясную и убедительную картину итогов этой бомбардировки. Хотя и не имея серьезных доказательств, он подозревал, что его бомбардировщики могли только нанести серьезные повреждения или полностью разрушить надстройки линкора. Не доверяя флотским бронебойным снарядам-бомбам (хотя японцы успешно использовали такие же бомбы в 1941 году в Перл-Харборе) или другим экспериментальным авиабомбам, Митчелл возлагал свои последние надежды на бомбы весом в тонну. Наилучший эффект эти бомбы могли принести в случае, если бы они разорвались ниже ватерлинии, желательно под килем «Ostfriesland». Однако руководство испытаниями разрешило применить только три таких авиабомбы или достичь максимум два попаданий, после чего морские пилоты должны были нанести свой удар. Все это не могло вызвать приятных эмоций у Митчелла. Три "тоннки" могли иметь меньший эффект, чем пять 1000-фунтовых бомб, сброшенных вокруг корабля на небольшом расстоянии. По мнению Митчелла поставленное условие было несправедливо. Итак, он приказал своим "крылатым мальчикам" как можно скорее вернуться в район испытаний с новыми инструкциями.

В 12.19. после долгих переговоров с адмиралом Вильсоном и кэптеном Джонсоном армейцы продолжали испытания. Оборудованный радиостанцией самолет флота тоже принял участие в этом налете. Инструкции Митчелла пилотам гласили, что они должны провести бомбометание и остановить его только тогда, когда будут достигнуты два разрешенных попадания (независимо от количества сброшенных бомб). Адмирал Вильсон пришел в ярость, узнав об этом, но это не слишком удивило его. Для него было ясным, что не может Митчелл допустить проигрыша и поэтому он пойдет на нарушение любых предписаний. Таким образом, армейские пилоты с подвешенными 6 бомбами вышли на цель, а по краям полигона кружили самолеты с наблюдателями. Наготове были и другими самолеты, которые должны были продолжить атаку после того, как будет сброшена последняя армейская бомба (8).

Первые три бомбы упали мимо неподвижного корабля. Четвертая авиабомба согласно описанию Мерилла угодила в носовую часть верхней палубы, но другие наблюдатели отметили, что эта бомба скользнула по обшивке корабля в воду, где и взорвалась в подводной части левого борта. Эффект взрыва был огромен - грандиозный фонтан воды поднялся по обе стороны корабля. Вода обрушилась на палубу, волны плескались вокруг надстроек, выливались из шпигатов правого и левого бортов, вода стекала по направлению к форштевню.

Пятая бомба попала в воду у левого борта, рядом с башней N.6. и ее взрыв вызвал огромную волну, обрушившуюся на корпус корабля. В это время «Ostfriesland» имел осадку около 34 футов кормой и поэтому в уже имевшиеся пробоины хлынула океанская вода. Корабль сильно содрогнулся, когда тонны воды упали на его палубу. Шестая бомба упала несколько дальше от цели, чем предыдущая и ее действие осталось невыясненным.

Основным успехом пилотов была, вероятнее всего, пятая бомба, вызвавшая эффект "водяного молота", в результате чего вскрылось дно «Ostfrleslanda», а это привело корабль к гибели.

Оглавление

Hosted by uCoz