Оглавление

Сторонники среднего пути на флоте приняли основные рекомендации министерства. Для того, чтобы уменьшить действие взрыва торпеды, сброшенной с самолета  или выпущенной с подводной лодки, они начали применять були. Кроме того, моряки подвергли сомнению возможности высотного бомбометания по малоразмерным подвижным целям. Взгляды этой части морского руководства выразил выпуск "Нейвил энд милитэри рекорд" от 17 августа 1921 года. В этом выпуске была дана серьезная оценка результатам испытаний. Подтверждая, что этим испытаниям был присущ определенный недостаток реализма, статья допускала, что авиабомбы способны потопить крупные военные корабли. Кроме того, отмечалось в статье, если допустить возможность точного бомбометания, то строительство линкоров представляло бы тогда "преступную расточительность... Но. к счастью, или иначе, необходимая степень точности в настоящее время недостижима, поэтому большой корабль имеет предпочтительные шансы на выживание против такого рода атак, при условии достаточным оснащением средствами противовоздушной обороны, и тогда он сможет нанести урон атакующим самолетам раньше, чем они сбросят бомбы или не даст им выйти на позиции для точного бомбометания".

Можно заключить, что потопление «Ostfriesland» не стало великим военным достижением авиационной службы. Но будучи порядочными людьми, мы не можем не признать большого технического значения этих испытаний и усилий Митчелла. Он заставил своих противников признать неприятные для них возможности самолетов и тем самым заложил основы для дальнейшего роста военной авиации. Говоря о потоплении «Ostfriesland» с точки зрения авиационной тактики, нельзя не отметить и выявившиеся недостатки горизонтального бомбометания. Боевые порядки большого числа самолетов над морем в условиях сильного противодействия ПВО кораблей и истребителей были малоперспективными. Новые же способы бомбометания - сбрасывание бомб с пикирования или топмачтовое бомбометание еще не были известны. С появлением этих способов бомбометания можно было более смело говорить о закате эры больших кораблей, чем во времена Билли Митчелла

ПРИМЕЧАНИЯ.

1)  28 февраля 1921 года секретарь флота Дэниельс опубликовал приказ об использовании трофейных германских кораблей. Детали см. "Нью-Йорк таймс" от 01 марта 1921 года, стр.17, колонка 6.

2)  Представитель авиации в Лондоне распространял слухи, что британская авиация потопила германский супердредноут «Baden». 8 февраля 1921 года правительство опубликовало в британской прессе официальное заявление, что «Baden» потоплен авиабомбами.

3) Требование Митчелла, чтобы «Ostfriesland» имел полную осадку 35 футов, тогда как во время первых атак он имел только около 28 футов, можно истолковать только как попытку преувеличить достижения авиации. Это соответствовало его характеру, его стремлению любым путем достичь цели, особенно такой для него важной, как эта. До опубликования этого заявления многие верили, что когда «Ostfriesland» был атакован он имел нормальную осадку. В чем же тогда достижение Митчелла, если половина работы была сделана?

4) А.В.Мерилл, помощник главного инженера по отделению корпуса на Нью-Йоркской правительственной верфи передал конструкторскому отделу отчет, датированный 2 августа 1921 года под N.7/28/21. Этот человек входил в состав группы наблюдателей на борту «Shoumuth». И подготовил отчет с подробным описанием хода испытаний подобно другим наблюдателям. Поскольку он лично осмотрел все повреждения, причиненные «Ostfriesland» бомбами и составил список повреждений, то его отчет наиболее точен и правдив. Кроме того уровень его компетентности не дает основания пройти мимо его точки зрения.

5)  Моя точка зрения такова, что флот не имел тяжелых снарядов с достаточной проникающей силой даже на лучших арсеналах. Кроме того, при создании снарядов упор делался на достижение максимального эффекта поражения при большой скорострельности орудий. Нельзя забывать, что флот не имел никакого желания помогать авиационной службе в достижении ее целей. В случае успеха применения таких снарядов это могло привести к признанию эффективности авиации и подорвать позиции флота в береговой обороне.

6)  Митчелл был большим сторонником эффекта "водяного молота", ручаясь за его успех руководству авиационной службы. Сознавая, что если линкор выживет и во второй день испытаний и это приведет к крушению его планов, он приказал своим людям добиваться попадания не в сам корабль, а у его бортов. Как можно отметить по результатам двух дней испытаний, достичь прямого попадания оказалось легче, чем попасть бомбой в непосредственной близости от борта.

7)  Эта ссылка на курьезный отчет, написанный кэптеном У.Д.Леги, директором департамента морской артиллерии в период с 28 октября по 3 ноября 1920 года по результатам испытаний. Положив его в основу доклада секретаря флота Дэниэльсона. правительство добавило следующий абзац: "Окончательный эксперимент показал полную неправдоподобность утверждений, что современный линкор может быть серьезно разрушен или уничтожен авиабомбами" Правда выше было отмечено, что хотя эксперимент и был хорошо организован. «Indiana» был устаревшим кораблем, а применявшиеся бомбы были малого калибра. См. "Нью-Йорк таймс" за 30 января 1921 года, стр. 6, колонка 1.

8)  Поскольку Митчелл стремился к попаданиям около бортов корабля, а не к прямым попаданиям, то отсюда следует, что армейцы намеревались сбросить все 12 бомб весом в тонну, а не ограничиться разрешенными двумя прямыми попаданиями. Таким образом, приказ был лишь маской, скрывавшей истинные намерения Митчелла

9)  См. "Сайентифик Америкен" от 6 августа 1921 года. Корреспонденты этого журнала, находившиеся на борту американского эсминца «Harding» (DD-91). сделали интересный отчет о двухдневных испытаниях. Интерес представляет их взгляд на последствия водопада после взрыва пятой бомбы "Как только столб воды опал, вдоль ватерлинии корабля от кормы по направлению к середине линкора устремилась полоса вспененной воды, особенно отчетливая возле кормовой оконечности. Это явление можно интерпретировать таким образом, что не только обшивка левого борта, но и значительная часть дна были разрушены и появление пены было вызвано выходом наружу воздуха, вытесняемого водой из корпуса после того, как была нарушена целостность обшивки". Поскольку этот журнал пользовался репутацией серьезного издания, не берущего ничего на веру и осторожного в своих оценках и комментариях, то правительство использовало его материалы при подготовке отчета.

Оглавление

Hosted by uCoz