Оглавление

Тем не менее, при явном недостатке суммарного тоннажа, определенного на авианосцы, возвращение к вопросу о проектировании крейсеров-носителей самолетов было неизбежно. Документы, подтверждающие обсуждение подобных вопросов, были обнаружены в архиве Военно-морской Академии (Naval War College Archives). Темой одного из обсуждений стала оценка проектных разработок для новых британских линкоров, строящихся в 1925 году. Отдел морской разведки (ONI - Office of Naval Intelligence) указывал, что «в сообщениях о проекте «Nelson» и «Rodney говорится о трех трехорудийных 16-дюймовых орудийных башнях, расположенных в носовой части, в то время как кормовая часть освобождена от каких-либо орудийных башен с целью монтажа полетной палубы, и, таким образом, при потере лишь четвертой части мощи линкора корабль получает по меньшей мере 50-процентный по эффективности авианосец». Отчет заканчивался сообщением, что по многим данным «проект выглядит как победившее при рассмотрении предложение».

Схема этого проекта является копией, восстановленной с выцветшей и наполовину уничтоженной фотокопии, обнаруженной в архивах Военно-морской Академии. В оригинале проект являлся иллюстрацией, сопровождающей лекцию контр-адмирала Бэра (Rear-Admiral J.D.Beuret) «Морской проект с оригинальным устройством подводной защиты», датированную 1 мая 1925 года. По всей видимости эта иллюстрация является оценкой имеющихся далеко неполных сведений о британском линкоре-авианосце, воплощенной в эскизе в Военно-морском Бюро конструирования и ремонта (Naval Bureau of Construction and Repair - BuC&R).

Судя по рисунку, это было бы довольно оригинальное судно. Вооружение составляли девять 16-дюймовых орудий главного калибра и батарея среднего калибра из шестнадцати 8-дюймовых орудий в 2-орудийных башнях. Зенитная артиллерия включала шесть 2-орудийных лафетов 4-дюймового калибра. Полетная палуба в корме имела длину 242 фута (73,8 метра) с ангаром, способным принять приблизительно 15 самолетов. Высокая и узкая надстройка размещалась в диаметральной плоскости, позади нее находилась единственная сравнительно низкая, но очень зауженная дымовая труба. Поясная броня по ватерлинии оценивалась в 7,5 дюймов.

Воплощенное в металле, это было бы довольно причудливое создание. Размещение надстройки и дымовой трубы в диаметрали, несмотря на их малую ширину, создавали бы очень мощные воздушные завихрения позади себя, то есть непосредственно над полетной палубой. Особенно сильными они были бы на высокой скорости, которая как раз и требовалась для выполнения взлетно-посадочных операций. Слишком легкая поясная броня не могла противостоять снарядам тяжелых калибров, таким образом участие корабля в линейном бою практически исключалось, если, конечно, командующий не хотел повторения Ютланда. В то же время 8-дюймовый средний калибр из-за своей низкой скорострельности вряд ли мог бы обеспечить надежную защиту от торпедных атак миноносцев. Для такого корабля было бы трудно представить задачи, которые он мог бы выполнять в качестве артиллерийской боевой единицы, кроме как весьма сомнительного и неопределенного по характеристикам линейного крейсера.

В конечном итоге фактические данные о линкорах «Nelson» и «Rodney» были опубликованы в открытой печати, и дискуссия, основанная на предпосылках ONI затухла сама собой. Тем временем морские летчики продолжали ставить опыты, ставить новые рекорды и раздавать «весьма обнадеживающие авансы». Более чем удовлетворительную оценку получил эксперимент с перестройкой в авианосец «Langley». Постепенно вопросы с авиационными палубами и устройством самолетных ангаров из сложных проблем превратились в обычные инженерные решения. Время на подготовку к единичному запуску и сам запуск самолета были сведены к 15 секундам, на посадку самолета требовалось время не более 90 секунд. В конечном счете, техсостав добился регулярного запуска самолетов с интервалом не более 30 секунд.

Но успехи были не только со стороны флота. Свои зубы вырастила и авиация. Новые самолетные двигатели Pratt & Whitney по сравнению со своими предшественниками при меньшем весе развивали гораздо большую мощность и позволили создавать самолеты подобные Curtis-F8C «Falcon», способные выполнять и функции истребителя, и, при необходимости, нести полную нагрузку легкого бомбардировщика. Они имели размеры, на треть меньшие по сравнению с предшествующими бомбардировщиками, могли брать такую же по весу бомбовую нагрузку и при этом совершать взлет с палубы авианосца при вдвое меньшем разбеге. От этого самолета ожидали многого.

Сейчас, к сожалению, имеется немного сведений о «пионерах» пикирующей бомбардировки. Почти легендарные сведения первыми называют пилотов-авиаторов подразделений морской пехоты, боровшихся с мятежниками Сандино (Sandino's insurrectionists) в Никарагуа в 1927 году.

USA_CLV004.jpg

Схема британского проекта авианосного линейного корабля, представленная на лекции контр-адмирала Бэра 1 мая 1925 года в Бюро конструирования и ремонта (BuC&R) - см. текст.

Оглавление

Hosted by uCoz