Оглавление

Командующий «черными» силами адмирал Пратт (Admiral Pratt), которого в ближайшем будущем прочили на должность начальника Отдела морских операций (Chief of Naval Operations), назвал этот рейд авианосца как «наилучшая, блестяще задуманная и наиболее эффективно выполненная операция военно-морского флота в нашей истории...» (дословно «the most brilliantly conceived and most effectively executed naval operation in our history...»).

Однако формулировка, сделанная во время анализа маневров, была более типична для того времени: «Несмотря на то, что авиация, несомненно, заняла свое определенное место в составе флота и важность ее не подвергается никакому сомнению, не имеется никакого окончательного и объективного заключений по «флотской проблеме IX» (Fleet Problem IX), которое могло бы отменить существующее положение, что линкор является решающим и окончательным фактором в судьбе военного флота».

После этих событий, во время которых авианосец таким «драматическим» образом сумел продемонстрировать свои возможности и, более того, предвосхитить некоторые варианты будущего использования авианосной авиации, морское командование стало относиться к этому классу кораблей более серьезно. Наибольшее количество соображений относилось к вопросу о завоевании господства в определенной части воздушного пространства с помощью авианосной авиации - более конкретно это раскрывалось как воздушное прикрытие над корабельными соединениями своего флота и воздушное превосходство над объектами удара. Большой интерес был проявлен к возможности нанесения ударов по береговым объектам - морское командование небезосновательно опасалось, что сильно отдаленные, и в то же время слабо оснащенные и плохо защищенные места базирования в западной части Тихого океана в случае войны не смогут обеспечить нормальное боевое использование флота. И использование авиации могло бы предоставить много преимуществ. Важная роль авиации была отмечена и в другом, модном и сильно обсуждаемом в то время вопросе - действия против вражеских военно-морских баз и захват их с моря. Бомбардировкой с воздуха можно было подавить огонь береговых батарей, против которых был бы бесполезен обстрел с кораблей даже самым мощным калибром артиллерии. Проведенные вновь испытания по бомбардировке кораблей заставили морское командование пересмотреть и вопрос уязвимости от атак с воздуха даже самых крупных единиц флота.

Как бы то ни было, несмотря на все, вновь проявившиеся противоречия в вопросах отношения к морской авиации, американскому морскому командованию пришлось признать, что авианосец как класс кораблей будет весьма полезен в морской войне на Тихом океане против Японии - даже если не как «конечный вершитель судьбы военного флота» противника («the final arbiter of naval destiny»), но, по крайней мере, как необходимая «прелюдия к этому» («a necessary prelude»). И насколько эффективна будет эта «прелюдия» напрямую зависит от количества носителей самолетов. Однако сильно озадачивал вопрос как достигнуть этого в рамках Вашингтонского морского соглашения. Выполнение во время маневров «задачи IX» продемонстрировало с одной стороны большие возможности авианосцев, но с другой стороны и сильную их уязвимость. В связи с этим было высказано предположение о том, что предпочтительнее иметь большее число авианосцев умеренного размера - величина таких громад как «Lexington» и «Saratoga» признавалась нежелательной. В условиях, когда в распоряжении имелись самолеты с небольшой дальностью полета, время после их запуска и до посадки на палубу было бы весьма незначительно. В ходе боя самолеты были бы вынуждены постоянно выводиться из боя и возвращаться на авианосец. В такой ситуации гораздо большее значение имело бы количество доступных полетных палуб, а не их размер. Их большее число позволило бы более быстро проводить взлетно-посадочные операции, и, кроме того, обеспечивался бы резерв палуб в случае гибели или выхода из строя части авианосцев в результате воздействия противника или из-за аварий собственных самолетов.

Несмотря на досужие попытки объявить имевшиеся «Lexington» и «Saratoga» объявить «экспериментальными», что, по мнению предлагавших, позволило бы пересмотреть их необходимость и заменить большим числом не таких крупных кораблей, было очевидно, что они должны остаться в строю флота и что необходимо смириться с фактом использования 66 тысяч тонн из отпущенных 135 тысяч на этот класс кораблей. Как казалось, решением может стать постройка минимальных по размеру авианосцев на всю величину оставшегося тоннажа, но расчеты показывали, что по ряду ограничений величина авианосца не может быть меньше 14 тысяч тонн. То есть имелась возможность построить не более пяти кораблей, причем уменьшение величины до такого минимального размера не могло обеспечить им достаточно хороших характеристик.

Требовалось найти иное решение. И уже к началу 1930 года морское командование оказалось перед необходимостью найти такое решение как можно быстрее. Приоритет в поисках потенциального противника № 1 заметно переместился из туманной Англии в сторону противоположной заокеанской страны Японии. Получив соотношение в тоннаже линейных кораблей всего 3/5 по отношению к Англии и США, Япония сместила акцент в военном кораблестроении на крейсеры и крупные быстроходные эсминцы. Хотя было известно, что морская доктрина Японии не предполагала их использование против торгового флота, тем не менее, американцы считали, что такие корабли могли стать большой угрозой в войне на торговых коммуникациях. Не являлось секретом, что флот США ощущал острый недостаток легких крейсеров и современных хорошо вооруженных эскортных кораблей. Именно эта угроза заставила американскую делегацию на Лондонской морской конференции 1930 года особенно сильно настаивать на установлении пределов тоннажа таких классов кораблей как крейсеры, эсминцы и подводные лодки. В то же время американцы выступали за ослабление ограничений на авианосцы. Именно с этой целью американским советником (advisors) на конференции был назначен начальник Бюро аэронавтики контр-адмирал Моффетт (Chief of the Bureau of Aeronautics Rear-Admiral W. H. Moffett) - сторонник максимально широкого применения авиации на флоте. Из лондонских сообщений Моффетта и его более поздних воспоминаний и опубликованных дневников можно сделать достаточно определенные заключения о ходе переговоров на конференции. Первые инициативные предложения американцев об отмене ограничений тоннажа на авианосцы, в частности в американском флоте, были отклонены. Также были отклонены последовавшие затем предложения исключить из общего тоннажа авианосцы небольшого водоизмещения, предназначенные для борьбы с крейсерами противника на торговых коммуникациях. Основанием для этого американцы называли узко специальные задачи этих кораблей, предназначенных только для обороны, а не для нападения. Потерпев неудачу в прямолинейных действиях, Моффетт решил попробовать другую тактику. В его дневнике есть такая запись от 24 марта: «Самолет сможет обновить будущую войну. Не стоит беспокоится о том, сколько надводных кораблей мы построим. Чем больше их строят другие нации, тем меньше у них остается денег, которые они смогут использовать для постройки самолетов. В пятницу 21 марта сделал предложение кэптену Ван Кейрену (Captain Van Keuren) создать проект крейсера с 6-дюймовыми орудиями, который имел бы полетную палубу для самолетов...»

USA_CLV007.jpg

Авианосец «Lexington» начало 30-х годов

Оглавление

Hosted by uCoz