Оглавление

USA_CLV045.jpg Испытания на полной скорости тяжелого крейсера СА-37 «Tuscaloosa» в 1934 году. Именно этот крейсер принимался для сравнения предававшихся проектов авианосных крейсеров (см. табл.).

(Из коллекции Bureau of Ships)

 

USA_CLV046.jpg Легкий крейсер CL-7 «Raleigh» типа «Omaha». Куба, бухта Guantanamo Bay. Конец 1920-х годов. Этот тип легких крейсеров принимался для сравнения предлагавшихся проектов авианосных крейсеров (см. табл.). (В собрании N.H.C.)

 

 

Поскольку только что закончилась большая война новой моряки не ожидали. Не имея точных и ясных взглядов и желая сперва присмотреться и поразмыслить, они не слишком-то торопились пополнять флоты новыми большими кораблями.

В Японии все было не так. Принятие новой доктрины - последовательное воздействие на атакующие морские силы вероятного противника различными кораблями и средствами флота, включая авиацию и подводные лодки, и затем последующий его разгром в генеральном сражении - с достаточно четко определенными задачами для каждого класса кораблей, потребовало пополнения флота новыми быстроходными и хорошо вооруженными кораблями. Класс «вашингтонских крейсеров», как нельзя кстати, вписывался в новую концепцию. Ну а поскольку из-за подписанных соглашений строить линкоры Япония не могла, все усилия были обращены на тяжелые крейсеры. Как всегда тщательно подойдя к решению поставленной задачи, японцы создали превосходные проекты, которые воплотились в мощные и сильные корабли. Их по праву называли превосходными крейсерами. До начала новой морской конференции (Лондонской) японский императорский флот успел пополниться двенадцатью такими крейсерами с 8-дюймовой артиллерией. А американский флот получил только восемь. Факт есть факт. И вместо благодушного удовлетворения своим «бумажным» преимуществом 5:3, как было определено в соглашении, американские адмиралы оказались лицом к лицу с грубой реальностью - отставание в тяжелых крейсерах 2:3. Сами эти обстоятельства призывали к новому строительству. Но, как отмечают сами американцы, уже имея в строю корабли этого класса, они даже в это время не могли определиться достаточно ясно ни с назначением и тактикой новых крейсеров, ни с их точными характеристиками.

Лондонская конференция по ограничению морских вооружений внесла много изменений в планы морского командования US Navy. В соответствии с ним Соединенным Штатам позволялось иметь тоннаж крейсеров 323.500 тонн. Статья XVI (5) оговаривала, что крейсеры тоннажем 25% от этой величины могут быть оборудованы взлетно-посадочными палубами и нести боевые самолеты. А статья XVII разрешала позаимствовать для легких артиллерийских крейсеров (small gun cruiser) не более 10 % тоннажа, выделенного эскадренным миноносцам - как, впрочем, разрешалось и обратное заимствование. Еще одна статья, XVIII-я, допускала использовать еще 15.166 тонн для строительства легких артиллерийских крейсеров, однако это можно было сделать только за счет отказа от трех крейсеров с 8-дюймовой артиллерией. Таким образом адмиралы US Navy имели выбор между двумя вариантами разделения тоннажа:

1)  180.000 тонн для тяжелых крейсеров с 8-дюймовой артиллерией и 157.850 тонн для легких крейсеров с 6-дюймовой артиллерией или

2)  150.000 тонн для тяжелых крейсеров с 8-дюймовой артиллерией и 207.898 тонн для легких крейсеров с 6-дюймовой артиллерией.

Максимальный тоннаж, который можно было бы выделить для авианосных крейсеров в этих случаях составил бы 84.462 тонны для первого варианта или 89.474 тонн для второго варианта.

Но за этими, казалось бы немалыми, цифрами скрывалось великое множество вопросов, касающихся предстоящего выбора как распорядиться предоставляемым тоннажем. Что лучше? Построить несколько больших кораблей или больше по числу, но меньшей величины? Жертвовать ли скорость в пользу броневой защите или наоборот? Насколько крупным должен быть калибр главной артиллерии? Как вписать в тактику боевого использования авианосные крейсеры столь новаторской конструкции?

Особенно много дебатов возникло по поводу скорости крейсеров. И это не случайно. Споры по поводу предпочтения на крейсерах скорости или броневой защиты впервые возникли в 1923 году, когда были проведены первые совещания по поводу проектирования 10.000-тонных крейсеров. Тогда к общему мнению прийти не удалось, как не удалось это сделать и в последующие годы. Через десять лет адмирал Харрис Ланинг (Admiral Harris Laning) в своем обращении в Главный Совет (General Board) охарактеризовал это противостояние следующим образом: «В настоящее время в научной мысли судостроения создались две противостоящие друг другу школы - те, кто ради скорости готов жертвовать всем и те, кого вполне устроит уменьшение скорости до умеренных пределов для улучшения защиты и усиления вооружения. То есть это готовые убегать и желающие иметь к этому возможности и готовые преградить путь врагу и воевать». Конечно, это высказывание явно необъективное, но оно ясно показывает насколько была напряжена обстановка по этому вопросу.

Оглавление

Hosted by uCoz