Оглавление

Сторонники адмирала Ланинга считали, что крейсерам при сопровождении эскадр линейных кораблей нет необходимости иметь высокие скорости - американские линкоры того времени при следовании в боевой линии лишь в самых экстренных случаях могли развивать скорость выше 18 узлов. А для охраны эскадр гораздо важнее было бы иметь большую дальность плавания, хорошую защиту и вооружение. Да и самолеты на борту очень были бы полезны. У сторонников высокой скорости были свои аргументы. Высокая скорость позволяла крейсерам при самостоятельном действии решать принимать бой или отказаться от него, самим устанавливать дистанции боя, сопровождать в атаке эскадренные миноносцы, поддерживая их и т.д.

Однако время не ждало, и ситуация не могла оставаться неясной слишком продолжительное время. Требовалось принять какое-то решение. И в конце концов все согласились с компромиссным решением. Для легких крейсеров была определена скорость в 32,5 узла. Обоснований для такой величины не было никаких - это было среднее арифметическое между принятыми скоростями самых быстроходных тяжелых крейсеров и эскадренных миноносцев.

В таблицах приведены характеристики предлагавшихся к рассмотрению проектов крейсеров. Это были предварительные проекты, которые предназначались не для какой-то дальнейшей разработки, а лишь с целью выяснения возможных тактико-технических заданий для выдачи условий для проектирования. В этих проектах рассматривались только артиллерийские крейсера - авиационное вооружение с устройством полетной палубы при рассмотрении не учитывалось. В первой таблице представлены проекты, в которых водоизмещение и главная артиллерия оставались неизменными, а варьировались - в соответствии с главной темой диспутов - скорость и бронирование.

А В С D Е F СА-37
Водоизмещение 10.000 т 10.000 т 10.000 т 10.000 т 10.000 т 10.000 т 10.000 т
Длина 578 фут 578 фут 530 фут 578 фут 555 фут 578 фут 578 фут
Скорость 32,5 уз. 32,5 уз. 27,3 уз. 28,5 уз. 29,0 уз. 29,7 уз. 32,5 уз.
Мощность механизмов 107.000 SHP 107.000 SHP 53.500 SHP 53.500 SHP 70.000 SHP 70.000 SHP 107.000 SHP
Артиллерия 152 мм (6 дм.) 12 12 12 12 12 12 9 203-мм
Зенитная артиллерия 8 5-дм. 14 1,1-дм. 14 1,1-дм. 8 5-дм. 14 1,1-дм. 8 5-дм. 8 5-дм.
Пояс по ватерлинии 5 дм. 5 дм. 8,5 дм. 7 дм. 7,5 дм. 6,5 дм. 5 дм.
Броневая палуба 2,25 дм. 2,25 дм. 2,75 дм. 2,25 дм. 2,25 дм. 2,25 дм. 2,25 дм.
Защита погребов с боков 4,7 дм. 4,7 дм. 8,5 дм. 7 дм. 7,5 дм. 6,5 дм. 4.7 дм.

Проект «С» из первой таблицы наиболее необычен. За счет устранения одного машинного и двух котельных отделений - при этом потеря в скорости составила 5 узлов) - крейсер получил необычайно мощное бронирование. По сравнению с 32,5-узловыми крейсерами поясная броня была утолщена на 3,5 дюйма, а палубная броня на 0,5 дюйма. Схема расположения брони в этом проекте была более обширна и эффективна и больше соответствовала линкорам и большим крейсерам (capital ship). Она намного превосходила обычно применяемую на легких крейсерах, когда защищались только отсеки котлотурбинной установки и боевые погреба. Такая броня создавала иммунную зону для корабля против 8-дюймовых снарядов на дистанциях боя между 8000 и 27.000 ярдами при курсовых углах на противника от 60 до 90 градусов.

Создавалась довольно своеобразная ситуация - чтобы серьезно повредить крейсер, противнику нужно было приблизиться к нему на расстояние ближе 8000 ярдов - то есть войти в зону наиболее эффективного действия многочисленных 6-дюймовых орудий крейсера, которые благодаря высокой плотности огня вполне могли бы подавить 8-дюймовую артиллерию противника. Это были серьезные доводы в пользу брони, однако в конечном счете аргументы «бегунов» («runners») ими не были опровергнуты - ведь это была только одна из возможных боевых ситуаций, а высокая скорость крейсеру могла быть очень полезной и во многих иных. И 32,5 узла по прежнему оставались неплохим аргументом, и даже весьма неплохим.

1 2 3 4 5 6 Omaha
Водоизмещение 10.000 т 9.600 т 8.350 т 7.175 т 6.500 т 6.000 т 7.050 т
Длина 578 фут 571 фут 560 фут 544 фут 524 фут 524 фут 550 фут
Скорость 32,5 уз. 32,5 уз. 27,3 уз. 28,5 уз. 29,0 уз. 29,7 уз. 34,3 уз.
Мощность механизмов 107.000 SHP 106.000 SHP 96.000 SHP 86.500 SHP 74.500 SHP 74.500 SHP 90.000 SHP
Артиллерия 152 мм (6 дм.) 15 3 - 4-оруд. и 1 3-оруд. 12 12 9 9 6 2 3-оруд. 12 8 1-оруд. и 2 2-оруд.
152-мм снарядов на орудие 200 200 200 200 200 200 200
5-дм. зенитная артиллерия 8 5-дм. 8 5-дм. 6 5-дм. 4 5-дм. 4 5-дм. 4 5-дм. -
Торпедное вооружение 2х ЗТА 2х ЗТА 2хЗТА 2хЗТА 2хЗТА 2х ЗТА 2хЗТА
Принятый эквивалент в защите 8-дм. 8-дм. 6-дм. 6-дм. «Pensacola» 6-дм. 6-дм.
Пояс по ватерлинии 5,75 дм. 5,75 дм. 3 дм. 3 дм. 3 дм. 3 дм. 3 дм.
Броневая палуба 2,25 дм. 2,25 дм. 1,5 дм. 1,5 дм. 1 дм. 1,5 дм. 1,5 дм.

Во второй таблице представлены проекты, в которых при неизменной скорости главной переменной величиной становилось водоизмещение - оно уменьшается с десяти тысяч тонн до шести. Вооружение и бронирование также варьируются в зависимости от водоизмещения. Помимо артиллерии все эти проекты предусматривали наличие торпедных аппаратов, но в конечном варианте все они были удалены из проектов. В документе от 16 мая 1931 года причиной этого назывались недостаток тоннажа из-за строгого ограничения водоизмещения в проектах. Торпедные аппараты на этих крейсерах так же не предусматривались из-за их слишком большой стоимости (300 тысяч долларов) и требуемого веса (42 тонны). Кроме того, американское морское командование уже начинало задумываться о реальной ценности торпедного оружия на крейсерах. Например, ряд экспериментов, проведенных в Академии Военно-Морских сил (Naval War College), позволил сделать следующие выводы, отображенный в итоговой докладной записке:

1). «Эксперименты, проведенные в Академии Военно-Морских сил, показывают, что эффективное использование торпед не может считаться обычной практикой в эксплуатации крейсеров» и

2). «Торпеда является всего лишь второстепенным оружием [secondary weapon only] для крейсеров, слишком уязвимым и слишком опасным для самого корабля-носителя».

Таким образом, японцы должны быть в какой-то степени благодарны за свои будущие победы в Яванском море и у острова Саво скупости американского Конгресса, скрупулезной приверженности американцев к точности соблюдения условий морских соглашений, а также косности и завышенному самомнению «Лиги адмиралов» («Gun Club») - приверженцев артиллерийского оружия (см. часть 1-ю).

С целью исследования предполагаемых характеристик проектов крейсеров, в феврале 1931 года Разведывательный департамент Академии Военно-Морских сил (U.S. Naval War College's Department of Intelligence - NWCDI) провел ряд исследований по специальной программе «Синие требования к крейсеру» («Blue Cruisers requirements»). Основным назначением работ стало изучение наиболее лучших комбинаций и величин характеристик крейсера в предполагаемой войне по плану «RED» (против Англии) или «ORANGE» (против Японии).

Оглавление

Hosted by uCoz