![]() |
Японский тяжелый крейсер «Aoba» в период окончания достройки. Нагасаки. Середина 1927 года. В Управлении военно-морской разведки фотография зарегистрирована 30 октября 1927 года.
(В собрании N.H.C.)
|
![]() |
Японский тяжелый крейсер «Aoba». Фотография сделана вскоре после вступления в строй.
Примерно 1927-1929 год. (Из коллекции контр-адмирала Морисона (Rear Admiral Samuel Eliot Morison). В собрании N.H.C.) |
В стратегических и тактических играх, проводившихся в 1932-33 годах с учетом этих, вновь предложенных, величин не было найдено однозначного решения. Основной задачей этих игр стало определение истинной эффективности бомбардировок линейных кораблей противника. В результате была сделана следующая оценка: «Полученные результате слишком низкие - до невозможности низкие. Вероятно, следует предположить, что оценки эффективности бомбардировок ранее были сокращены в слишком большой степени».
Однако такие обнадеживающие результаты сторонникам концепции авианосных крейсеров не помогли. К этому времени «Лига адмиралов» вела «планомерное наступление» за будущую стратегию флота. Стало широко распространяться мнение, что развитие военной мысли в Академии ВМС слишком подвержено влиянию сторонников морской авиации.
«Должен быть учтен тот факт, что наша Академия ВМС отдала максимальные шансы в тактических играх именно авиации и авиационным бомбардировкам. Наша Академия ВМС также не может реально учитывать и оценивать влияние на ход боевых операций моральный дух и слаженность действий экипажей кораблей. В наших диаграммах маневров и в планах тактических игр нет никаких коэффициентов выносливости персонала кораблей и, наоборот, усталости пилотов самолетов. Между тем, опыт применения морской авиации уже имеет немало случаев, когда возможности авиации слишком завышались, и летчики не оправдывали возложенных на них ожиданий. Имели место и случаи слишком оптимистичных обещаний военно-морских летчиков».
Следующий ход «Лиги адмиралов» должен был убедить всех в неправильности концепций, предложенных со стороны флота. Письма по этому поводу и критические замечания стали появляться одно за одним, и слишком быстро. 30 июня 1933 года в письме в Главный Совет (General Board) командующий учебным флотом (Director of Fleet Training) утверждал, что «проект содержит фундаментальные ошибки» и порекомендовал его кардинально пересмотреть. 27 января 1934 года Главный Совет принял лозунг (bugaboo - дословно «пугало») «Защита другими кораблями» («protection by other vessels») и подверг сомнению концепцию крейсера для охраны, который сам требует эскортных кораблей или будет отвлекать часть самолетов для собственной охраны. Мнение Совета было однозначным: командующий авиацией адмирал Ривз (Admiral J. M. Reeves, Commander, Aircraft Squadrons) и командующий линейной эскадрой адмирал Шоффильд (Admiral Frank M. Schofield, Commander in Chief, Battle Fleet) выступили против концепции авианосных крейсеров. Адмирал Бриант (Admiral Bryant) представил хорошо составленную записку, во всех пунктах которой проект корабля-гибрида подвергался резкой критике. Нелестные замечания высказали и многие другие члены Главного Совета.
Типичными для них были аргументы, представленные командующим миноносными силами эскадры контр-адмиралом Кальбфусом (RADM Е. С. Kalbfus, Commander Destroyers, Battle Force):
«Я представляю несомненных противников утверждения, что замена шести орудий крейсера на двенадцать бомбардировщиков увеличит эффективность крейсера. Пожалуйста, обратите внимание, что я говорю КРЕЙСЕР ... Надо сказать, что авиационное вооружение ... составляет «основу жизнедеятельности» для авианосца - корабля предназначенного для несения своих атакующих средств на «полетной палубе» и вооруженного орудиями только для оборонительных целей. Команде авианосца только остается надеяться, что этим орудиям не придется стрелять, ибо это будет означать, что атакующие (и в то же время - защитные) средства корабля не смогли справиться со своей задачей, или корабли сопровождения не смогли защитить авианосец, или командование неправильно оценило обстановку и подставило корабль под удар.
... Так можно ли ожидать, что когда будет построен корабль-гибрид нового типа, на нем устранятся имеющиеся недостатки авианосца, а к преимуществам крейсера добавятся новые?
Коротко о классическом крейсере можно сказать, что это корабль, который может производить активные атаки с применением собственного оружия и, соответственно, может защищаться от аналогичного нападения с применением того же самого оружия.