![]() |
Авианосец CV-4 «Ranger». Конец 1930-х годов. (Официальная фотография U.S. Navy. В собрании U. S. National Archives)
|
В апреле 1933 года адмирал Моффетт (Admiral Moffett) погиб во время катастрофы дирижабля военно-морских сил «Akron» (собрат уже упомянутого выше «Масоп»). Адмирал Пратт в июле того же года был освобожден от должности Начальника Отдела планирования морских операций (Chief of Naval Operations). Адмирал Ланинг (Admiral Laning) также был снят с должности начальника Академии военно-морских сил, на которой его сменил адмиралом Калбфус (Admiral Kalbfus). Таким образом, в течение короткого периода времени, все наиболее активные сторонники проекта кораблей CLV были отстранены от своих постов и сменены людьми, малозаинтересованными в реализации проекта, или даже его энергичными противниками.
А вскоре ситуацию резко обострили новые политические события, немало повлиявшие на отношения США и Японии. 9 ноября 1932 года в США прошли президентские выборы. Герберт Гувер (Herbert Hoover), в период президентства которого в строй флота не вступил ни один новый крупный корабль, уступил свой пост Франклину Рузвельту (Franclin Roosevelt). 4 марта 1933 года Рузвельт вступил на пост президента и объявил о начале «Нового курса» («New Deal» - система экономических мероприятий президента Рузвельта - от перев.), который оказал большое влияние на дальнейшее развитие флота - программа военного кораблестроения была умело интегрирована с программой ликвидации безработицы. 238 миллионов долларов из национального фонда (NRA) были ассигнованы морскому министерству (Navy Department) для нового кораблестроения.
24 февраля 1933 года появилась резолюция Лиги Наций (the League of Nations) о непризнании Манчжоу-Го, и через месяц - 27 марта - в Японии был опубликован эдикт о выходе Японии из Лиги Наций в течение двух лет (26 марта 1935 года эдикт вступил в силу). 5 апреля появилось заявление о «Новом императорском пути». 27 сентября Главный морской штаб Японии внес изменения в Устав ВМС. И уже 29 декабря 1934 года в Японии опубликовано заявление об одностороннем аннулировании Вашингтонского договора. Последнее событие получило фундаментальное значение.
Словно по волшебству в морских кругах США потеряли значение факторы «недостаточности фондов» и «ограничения тоннажа». А с ними потеряли значение и большинство мотивов строительства крейсеров с полетной палубой. Вся программа таких крейсеров как бы замкнула круг и вновь вернулась к исходной точке - в Бюро кораблестроения и ремонта (BuC&R). В апреле 1934 года «большой проект» («more study») был «надежно забыт», и, что называется, отложен в долгий ящик. Бюро кораблестроения и ремонта оказалось под завязку загружено напряженной работой по выполнению обширной пятилетней кораблестроительной программы 1934 года, принятой в соответствии с актом Винсона-Треммеля (Vinson-Trammel act). В этой обстановке о крейсере-гибриде никто не вспомнил.
Однако споры и дискуссии по поводу крейсера-гибрида оставили определенный след в умах многих конгрессменов и кадровых военных моряков. И в 1938 году эта тема вновь была поднята, когда начальник Бюро военого планирования (Director of the War Plans Division) в специальном письме запросил начальника Отдела планирования морских операций (Chief of Naval Operations) о возможности пересмотра проекта крейсера с полетной палубой в соответствии с новыми требованиями. Он предложил разработать новые проекты крейсера-разведчика («scout cruiser») с использованием именно этой концепции. Корабль этого проекта мог бы использоваться в составе Разведывательных сил (Scouting Forces) в качестве составной части быстроходного ударного авианосного соединения.
В течение двух следующих лет были созданы и рассмотрены несколько предварительных проектов. Из множества» предложений и рекомендаций по поводу этих проектов, можно выделить общие тенденции:
- увеличение водоизмещения;
- уменьшение артиллерийского вооружения (и вообще снижение роли артиллерии на подобном корабле);
- увеличение состава авиационного вооружения.
Нельзя не заметить, что эти тенденции присущи именно авианосцу. Поэтому, по мнению участников совещаний класс авианосного крейсера в перспективе обязательно сольется с классом авианосца. Естественно, в такой обстановке проектирование корабля-гибрида было признано неперспективным. Не получили должной поддержки эти работы и от верхних эшелонов военно-морского командования. Начальником Академии ВМС все еще оставался адмирал Калбфус (Admiral Kalbfus), и он также не оказал поддержки возрождению проекта. Более того, его отрицательная оценка по поводу всех проведенных работ, высказанная в донесении от 31 октября 1939 года, по существу стала «некрологом» для всей программы.
Высказываясь по поводу кораблей класса CF, начальник Академии ВМС твердо придерживался тех же принципов, которые были высказаны им Главному Совету (General Board) шесть или семь лет назад по поводу необходимости для флота США крейсеров с полетной палубой. В то время основные возражения сводились к тому, что нет необходимости оттягивать из разрешенного договорами крейсерского тоннажа немалой его части на создание кораблей, которые вряд ли смогут существенно усилить авианосные силы флота и, к тому же, имеют весьма сомнительную боевую ценность, абсолютно не подтвержденную боевой практикой и опытом истории флота. И хотя данное суждение об ограничении тоннажа уже потеряло свою значимость, и тоннаж новых крейсеров-гибридов мог быть добавлен к общему тоннажу крейсерских сил, тем не менее, отмечалось, что к настоящему времени еще не видно перспективы создания приемлемого проекта авианосного крейсера класса CF. Начальник Академии ВМС отмечал, что «крейсер -это корабль который по специфике своих задач должен участвовать в артиллерийских акциях. Авианосец же осуществляет самолетные операции. Несомненно, что любая комбинация из двух этих классов будет представлять собой компромисс, в котором какое-то качество будет превозноситься в ущерб другому. За прошедшие годы не определилось никаких технических новшеств, которые могли бы уверенно гарантировать, что корабль класса CF не станет плохим крейсером или неэффективным авианосцем. Поэтому начальник Академии ВМС предпочитает твердо придерживаться мнения, что крейсеры и авианосцы должны оставаться в своем классическом виде, а работы над проектами кораблей-гибридов должны быть прекращены».